Тракторы мтз-50 и мтз-52

Технические характеристики МТЗ-50

Особенности тихоходной установки, заложены при расчёте конструкторами, показатели напрямую связаны с техническими характеристиками модели. Проходимость трактора на сложных участках обусловлена большим расстоянием дорожного покрытия до днища изделия.

Трактор МТЗ 50 технические характеристики:

Разъяснение Показатель
Размеры трактора ДхШхВ, (м) 3,815х1,970х2,485
Регулировка переднего следа по ширине, (м) 1,4-2,1
Клиренс трактора, (м) 0,465
Размер дуги при повороте трактора, (мм) 2500
Ёмкость для дизеля, (л) 130
МТЗ 50 вес трактора, (т) 3,040
Тяга трактора, (т) 1,4
Мотор, марка установки Д-50, МТЗ
Камера объёмного вытеснения, штук 4
Мощь трактора, (кВт/л.с.) 41/55
Скорость трактора, км/ч 33
Электрический стартер, маркировка СТ 212 или Д-50Л
Пусковой мотор трактора ПД-10У
Образование смеси, способ вихревое
Расход горючего, литров в час 8
Помпа трактора УТН-5 (4 плунжера)

Показатель веса тихоходной установки – величина переменная. Сколько весит трактор МТЗ 50, зависит нескольких показателей. Так, на величину влияет, насколько машина заправлена техническими жидкостями и какая навеска установлена.

Литература

  • Тракторы Беларусь МТЗ-50, МТЗ-59Л, МТЗ-52, МТЗ-52Л / Составление: В. В. Касперович. — Пятое с доп. и испр.. — Мн.: Ураджай, 1974. — 330 с. — 90 000 экз.
  • Авторский коллектив. Дизельные двигатели Д-50, Д-50Л / Редактор: И. Каршакевич. — Мн.: Урожай, 1969. — 138 с.
  • Керов В. В. Краткий курс истории России с древнейших времен до начала XXI века. — M.: Астрель, 2014. — 850 с. — 3000 экз. — ISBN 978-5-17-083090-9.
  • Соловьёв А. Н. Справочник инженера предприятия технологического транспорта и спецтехники. — М.: Инфра-Инженерия, 2000. — Т. 1. — 1344 с. — 2000 экз. — ISBN 978-5-9729-0023-7.
  • Тракторы «Беларусь» МТЗ-50 и МТЗ-50Л : Рук. по эксплуатации и уходу / Отв. ред. П.И.Бойков. — Изд. 2-е , доп. и испр.. — Мн.: Урожай, 1967. — 298 с. — 90 000 экз.
  • Отечественные сельскохозяйственные тракторы. Иллюстрированная история развития за 100 лет. — НАТИ. — М.: Внешторгиздат, 1996. — 54 с. — 1500 экз.
  • Дронг И. И. Трактор «Беларусь» МТЗ-50. — Мн.: Гос. изд-во сельхоз лит-ры БССР, 1963. — 400 с. — 50 000 экз.

Дополнительная информация

Описание трактора дает возможность сделать выводы о простоте его управления. С этой целью оператору необходимо занять свое рабочее место. Это закрытая одноместная кабина, которая имеет обширную площадь остекления, что обеспечивает водителю отличную видимость. При расположении оператора на своем кресле под его ногами находятся педали управления – правый и левый тормоз, муфта сцепления, блокировка дифференциала, управление подачей топлива.

По правую руку от оператора расположены рычаги, с помощью которых может включаться тормоз прицепа, переключаться передачи, управлять задним ВОМ. Здесь же располагается распределитель гидросистемы и гидроувеличитель сцепного веса. Кабина характеризуется наличием маховика регулирования давления подпора.

Рулевое колесо предназначается для управления поворотами трактора. На нем располагается выключатель звукового сигнала. С правой стороны от водителя располагается рукоятка, с помощью которой переключается указатель поворотов.

Кабина водителя оснащается приборным щитком с указателем давления масла, датчиком температуры, амперметром, лампой освещения индикаторов.

На лобовом стекле водительской кабины расположен стеклоочиститель, что обеспечивает хорошую видимость водителю в любую погоду. Для того чтобы обеспечить оптимальный микроклимат в кабине водителя расположен вентилятор. Управление ним осуществляется с помощью специально вмонтированного переключателя.

На потолке водительской кабины имеется плафон с лампой. С помощью этого осветительного прибора обеспечивается видимость в кабине в любое время суток.

Для того чтобы управлять работой трактора оператору необходимо воздействовать непосредственно на руль и педали. Тормоза техники выполнены по дисковому сухому типу. Местом их расположения являются ведущие шестерни конечных передач. Рулевое управление включает в свой состав и червячный редуктор, а также поперечную и продольную тягу, гидроусилитель и рычаги.

https://youtube.com/watch?v=bbzB4l0myAI

Для того чтобы снизить управляющие усилия, механизм на руле оснащается механическим усилителем, который выполнен по раздельно-агрегатному типу. Система характеризуется наличием шестеренчатого насоса, производительность которого составляет 14 литров в минуту. Исполнительным устройством является цилиндр, который имеет двойное действие.

Для того чтобы управлять работой гидроусилителя, вмонтирован однозолотниковый распределитель. Местом его расположения является ось червячного механизма.

Двигатель трактора характеризуется наличием счетчика моточасов и вентилятора, с помощью которого производится принудительный обдув радиатора.

Также он оснащается водяным насосом, термостатом, генератором. На двигателе имеется краник, через который при возникновении необходимости сливается охлаждающая жидкость. Запуск работы генератора осуществляется ремнем от шкива. Его устанавливают на коленчатый вал. С помощью данного устройства потребители снабжаются постоянным током.

Материалом производства корпуса трактора выступает сверхпрочный металл, что обеспечивает ему высокий уровень стойкости к повреждениям механического характера. Все металлические детали трактора покрыты специальной краской, что ограничивает возможность их поражения коррозией и другими негативными воздействиями окружающей среды.

Беларус является достаточно популярным не только в нашей стране, но и за ее пределами, что объясняется простотой его конструкции и управления. Обслуживать, а также управлять трактором сможет даже новичок.

Трансмиссия

Силовая передача состоит из механизмов сцепления, коробки передач, заднего ведущего моста и интегрированного в него привода вала отбора мощности с редуктором включения планетарного типа. Все механизмы трансмиссии объединены своими корпусами в единую масляную ванную и смазываются разбрызгиванием , за исключением сухого отсека муфты сцепления, изолированного сальниками. В полноприводной версии трактор дополнительно оснащён раздаточной коробкой, передним ведущим мостом и передающим вращение карданным приводом.


Кинематическая схема трактора МТЗ 50

Муфта сцепления

Сцепление МТЗ 50 однодисковое, фрикционное сухое постоянно замкнутого типа с диаметром ведомого диска 325 мм. Механизм размещён в сухом отсеке промежуточной части трансмиссии и присоединён своим корпусом к задней плите дизеля.

 КПП

Двухступенчатый редуктор механического типа с прямозубыми скользящими шестернями. Компоновка коробки обеспечивает девять передач переднего хода (с обеспечением прямой передачи) и две заднего хода. За счёт дополнительной ступени в конструкции КПП, находящегося в задней части картера узла, происходит удваивание числа передач. Предварительно перед началом движения водитель выбирает ступень – «пониженную или повышенную», а затем нужную передачу переключением одного рычага.

Передачи

Выдаваемая скорость трактором км./ч

I

1,56

II

2,65

III

5,60

IV

6,85

V

8,15

VI

9,55

VII

11,70

VIII

13,85

IX

25,80

Задняя пониженная

3,31

Задняя повышенная

5,62


Схема переключения передач МТЗ 50

Задний мост

Механизм размещён в отдельном чугунном корпусе соединённый воедино с корпусами КПП и сцепления. Вращение от КПП передаётся через коническую пару шестерён главной передачи со спиральными зубьями. Далее через конический дифференциал с четырьмя  шестернями закрытого типа вращение передаётся на ведущие полуоси конечной передачи, выполненные за одно целое с цилиндрическими прямозубыми ведущими шестернями. Ведомые, цилиндрические, прямозубые шестерни конечной передачи расположены непосредственно на полуосях ходовой трактора — передают вращение на задние колёса.


Трансмиссия МТЗ-50 в сборе

  • Количество зубьев шестерён конической пары главной передачи 13 и 41, передаточное число 3,42
  • Количество зубьев шестерён цилиндрической пары конечной передачи 13 и 69, передаточное число 5,038.

 Тормоза

Фрикционные дисковые тормоза установлены на ведущих шестернях конечной передачи заднего моста с правой и левой стороны трактора.

  ВОМ

Основной планетарный редуктор ВОМ размещён в задней части корпуса ведущего заднего моста. Конструкция обеспечивает работу отбора мощности в двух режимах:

  • синхронный — со скоростью вращения вала 3,5 об/ на метр пути
  • независимый — со скоростью 562 об/мин при номинальных оборотах дизеля

Смена режимов осуществляется переключением положения  кулачковой муфты в соединении привода. Дополнительно может устанавливаться редуктор бокового ВОМ на корпус КПП трактора.

Передний мост МТЗ 52

Привод моста осуществляется от раздаточной коробки, установленной в правом люке КПП трактора через пару карданных валов с промежуточной опорой. Раздатка представляет собой редуктор с цилиндрическими прямозубыми шестернями и муфтой свободного хода в отдельном корпусе. Привод узел получает через промежуточную шестерню от вторичного вала КПП. ПВМ в своей конструкции принимает вращение на главную коническую пару со спиральными зубьями и передаёт вращение через самоблокирующийся с фрикционными муфтами дифференциал на полуоси с ведущими коническими шестернями конечной передачи. Далее, вращение передаётся на бортовые редукторы с нижними коническими парами шестерён, которые осуществляют непосредственный привод передних колёс.

Модификации

Трактор выпускался в базовой версии и в нескольких модифицированных версиях, что позволяло угодить всем нуждам народных хозяйств. Выпускались такие модификации, как:

Модификация МТЗ-50Х. Данная модель немного необычная на первый взгляд, так как имеет странную конструкцию: дорожный просвет значительно был увеличен по сравнению с базовым трактором, а вместо двух привычных колес передней оси, было установлено либо одно колесо, либо же два, но сильно сближенных. Такая модификация была разработана совместно Ташкентским тракторным заводом (ТТЗ) специально для работы на хлопководческих полях. В техническом плане изменений больше не было произведено.
Модификация МТЗ-50К (выпускаемая еще как Т-50К). Является крутосклонной колесной машиной, предназначенной для работы в горных местностях, так как обладает повышенной устойчивостью к неровностям, полученной за счет некоторых конструкционных изменений. Сборка этой модификации осуществлялась лишь в Тбилиси, а Минским тракторным заводом предоставлялись необходимые части и элементы конструкции.
Модификация МТЗ-50В (или же Т-50В). Представляет собой технику, предназначенную для работы в виноградниках. Отличительной чертой данной модификации от базового трактора является использование гусеничного шасси. Такое решение было принято неспроста, а в целях повышения маневренных качеств машины. К примеру, минимальный радиус поворота колесной модели занимал не менее двух метров, когда гусеничная способна совершить полный разворот прямо на месте. В виноградниках довольно стесненные условия работы, поэтому кроме МТЗ-50В для данной области не было подходящей техники.
Модификация МТЗ-50Р. Данная модель была разработана специально для работы на рисковых чеках. Это объясняется тем, что шасси у машины наполовину колесное, а наполовину гусеничное

Такая конструкция устойчиво держалась на поверхности грунта и, что самое важное в этой области, не наносила серьезных повреждений плодородному слою почвы, так как за счет большей площади сцепления грунтом получилось добиться понижения удельного давления на грунт. Остальные характеристики и оснащения полностью унаследованы от базовой версии трактора.
Модификация МТЗ-52Н

Эта машина уже относится к более новой модели, однако, основана на той же базе, соответственно, ее вполне можно назвать модифицированной версией МТЗ-50. Итак, основными отличиями данной модификации являются задние колеса уменьшенного диаметра и балочный передний мост вместо прежнего, портального. Благодаря этим изменениям был уменьшен дорожный просвет машины, в результате чего возросла устойчивость.

На этом серия модификаций заканчивается, но стоит также упомянуть об изменениях базовой модели, вносимых на протяжении всего производства:

В конце 60-х годов трактор получил прямоугольную решетку радиатора. На протяжении 70-х годов выпускалась машина с видоизмененной формой капота.

С конца 70-х годов и по окончанию серийного производства МТЗ-50 имел увеличенную каркасную кабину и стеклопластиковую крышу. Но это могло быть включено лишь в комплектацию, так как в период этого времени еще выпускались машины с привычной металлической кабиной.

Устройство МТЗ 50

МТЗ 50 имел передовые технические характеристики для своего времени. Трактор комплектовался четырехцилиндровым 4,75-литровым агрегатом Д-50 семейства 4Ч11/12,5, работающим на дизельном топливе. Он имел полуразделенную камеру сгорания в поршне. Мощность установки составляла 55 л.с. Сейчас показатель вряд ли можно назвать впечатляющим, но тогда он был крайне высоким. При максимальной загрузке за час работы машина расходовала всего 8 литров горючего. Для тракторной техники показатель являлся превосходным.

Данная модель комплектовалась исключительно механической трансмиссией с однодисковой, постоянно замкнутой, сухой муфтой сцепления. Управление МТЗ 50 осуществлялось посредством 9-ступенчатой 2-диапазонной коробки передач с понижающим редуктором, дополненным увеличителем крутящего момента, переключать который можно было на ходу без разрыва потока мощности. У трактора было 2 задних и 9 передних передач. Задний мост располагал дифференциалом с функцией блокировки, управление которым осуществлялось из кабины при помощи педали, расположенной на полу. МТЗ 50 получил жесткую подвеску задних колес, и полужёсткую подвеску передних колес. Первые были ведущими и крепились на осях посредством клеммовых соединений. Тормоза у трактора были дисковыми, присутствовал гидроусилитель рулевого управления.

В модель устанавливали раздельно-агрегатную гидравлическую систему с гидроцилиндром, трёхсекционным золотниково-клапанным гидрораспределителем и шестеренчатым насосом НШ-32.

МТЗ 50 относился к тракторам капотного типа, имеющим кабину, размещенную за мотором. Механики благодаря этому легко добирались до моторного отсека, что делало работу в период доливаний рабочих жидкостей или плановых обслуживаний довольно простой. Для высоких трактористов кабина модели была очень тесной. Однако вопросы эргономики при выпуске специальной техники на тот момент стояли не так остро. Небольшие габариты обеспечивали легкий доступ к контрольным приборам и элементам управления.

Подвижные рессоры, на которые устанавливалось сиденье, реагировали на колебания, вызванные неровностями на дорогах, смягчая их восприятие для водителя. Весьма хорошим был уровень звукоизоляции при полностью закрытых окнах и дверях. Слабой стороной кабины были резиновые прокладки, установленные между открывающимися элементами. Они изнашивались довольно быстро, потому спустя несколько лет эксплуатации дорожная пыль начинала попадать в кабину, бороться с проблемой водителям приходилось самостоятельно. Изначально отопление было малоэффективным, а о кондиционерах говорить вообще не приходилось. Последующие изменения несколько исправили ситуацию.

Сейчас купить МТЗ 50 в нормальном состоянии весьма проблематично. Основная масса предлагаемых тракторов имеет давний год выпуска и нуждается в серьезном ремонте. На поиск достойного варианта может уйти много времени. Цена рабочего МТЗ 50 лежит в диапазоне 250000-300000 рублей. За данную сумму можно найти трактор с навесным оборудованием. Модели с новыми двигателями, установленными хозяевами, обойдутся дороже.

Описание и устройство трактора МТЗ

На вершину популярности трактора под маркой Беларус 82 пришли благодаря разнообразию модификаций:

  • 82 — многоцелевой трактор для нужд агропрома;
  • 82.1 — основное отличие — более просторная кабина;
  • 82.1-23/12. У данной модели непривычно большие передние колеса;
  • 82Р — разработан специально для работы на рисовых чеках;
  • 82Н — имеет заниженный (по сравнению с базовой моделью) клиренс — 400 мм. Укомплектован колесами — 16,9/14-30 (задние) и 10-16 (задние). Предназначен для работ на сложных рельефах с уклонами и возвышениями до 16 градусов;
  • 82К — комплекс дополнительных опций позволяет работать на склонах до 20 градусов;
  • 82 МК — коммунально-уборочный трактор;
  • 82В — главное отличие от базовой модели — это наличие реверсивного редуктора;
  • 82 Т — оптимален для эксплуатации на полях по выращиванию овощей и бахчевых культур. Из того чего нет в базе отметим присутствие дополнительных колесных редукторов, которые увеличивали его дорожный просвет.


МТЗ 82 имеет несколько различных модификаций

Родоначальник семейства — это универсальный четырехколесный трактор мощностью 81 л.с. Он пришел на смену морально устаревшему МТЗ-52. Обновленный трактор Беларус получил обновленную ходовую часть, трансмиссию, гидронавесную систему и двигатель производства Минского моторного завода. При этом машина получила новую кабину, где были учтены недостатки предшественника и предпринята попытка максимально приблизиться к мировым стандартам.

Широкий спектр навесного оборудования предоставил возможность использования трактора практически на всех стадиях обработки почвы до уборки урожая, от способностей убирать городские улицы до выполнения самых различных задач в сфере ремонта коммуникаций и строительства.

Завод-изготовитель дает гарантию полной функциональности трактора в диапазоне температур от -40 до +40 градусов по Цельсию. Данная характеристика обусловила популярность трактора Беларус практически на всей территории России.

Главные технические особенности

МТЗ-80 считается универсально-пропашным видом техники, которая широко используется в разных отраслях хозяйства: дорожной, с/х, коммунальной, строительстве. Тяговый класс равен 1,4. При должном оснащении прицепным оборудованием эти машины могут также выполнять работы по погрузке и загрузке. За счет улучшенной проходимости и высоких тяговых и сцепных свойств данная техника является универсальной в использовании.

Выпускаются тракторы МТЗ-80 только с задним приводом. Ни в одной модификации этого вида спецтехники не предусмотрены изменения по этой части. Мотор в МТЗ-80 расположен спереди, колеса задней оси крупнее передних, при этом являются ведущими.

Сегодня выпущено несколько версий этой техники, главное отличие между которыми заключается в комплектности оборудования, количестве скоростных передач, клиренсе, внешнем дизайне.

Характерной особенностью машин МТЗ-80 является доступность в техобслуживании. Комплектующие для этой техники выпускаются как самим заводом, так и представлены на рынке взаимозаменяемыми аналогами. Фирменные запчасти на МТЗ-80 прямо сейчас можно заказать на сайте «Белагро». Вся продукция сертифицирована, что повышает ее надежность в эксплуатации.

Устройство и принцип работы раздаточной коробки

Распределение крутящего момента между деталями внутри, передача момента к приводным механизмам от двигателя – вот за что отвечает узел раздаточной коробки. Конкретно в тракторах МТ3 механизм выполняет сразу несколько задач:

  1. Сохранение устойчивости во время передвижения, в том числе, при небольших скоростях. Даже если вращающий момент сохраняется очень высокий.
  2. Увеличение крутящего момента на каждом из ведущих колёс. Благодаря этому становится легче преодолевать особенно крутые подъёмы. При движении по бездорожью можно без проблем сопротивляться качению.
  3. Распределение момента силы между ведущими мостами. Это позволяет достичь наилучшей проходимости транспортного средства. При этом в трансмиссии не формируется негативный момент, который ещё называют «циркуляцией мощности».

О конструкции раздаточной коробки

Узел состоит из следующих нескольких компонентов:

  • Ведущий вал.
  • Передачи зубчатого понижающего типа.
  • Межосевой дифференциал с блокировочным механизмом.
  • Вал привода задней и передней оси.

Вращающий момент направляется непосредственно на раздатку с помощью ведущего вала. Далее в действие вступает межосевой дифференциал. Он распределяет вращающий момент по нескольким осям. При разных угловых скоростных режимах он обеспечивает сохранение непрерывного вращения.

Межосевые дифференциалы бывают симметричными, либо несимметричными. Симметричные нужны для равномерного распределения крутящего момента между несколькими осями. А вторая разновидность отвечает за раздачу в определённом соотношении.

Блокировочный механизм помогает реализовать все возможности полноприводного трактора. Он может выключать дифференциал частично либо полностью. Благодаря чему передняя и задняя ось соединяются друг с другом достаточно жёстко.

Блокировка проводится в автоматическом либо в ручном режиме.

В форме редуктора планетарного типа выполняется цепная передача. Она нужна для того, чтобы вертящий момент увеличивался во время езды по пересечённой местности. Цепные передачи состоят из ведомого и ведущего колеса, приводной цепи. Некоторые коробки снабжаются и передачами зубчатыми. Они отвечают за то, чтобы вращательный момент попадал на переднюю ось.

Соосно по отношению к ведущему валу устанавливают вал задней оси. Переднюю ось можно принудительно включать или выключать, активировать в автоматическом режиме.

Отличия МТЗ 80 от МТЗ 50

Кроме комплектации трактора МТЗ 80 боле мощным силовым агрегатом Д-240 в место Д -50 на МТЗ 50, отличий в облицовке машины и усовершенствованной эргономики трактор имеет некоторые конструктивные отличия в трансмиссии, в механизмах тормоза и привода независимого ВОМ.

  1. В конструкции промежуточной части трансмиссии в едином корпусе сцепления МТЗ 80 установлен понижающий редуктор обеспечивающий удваивание скоростей до 18 передач  вперёд и 4х — движения задним ходом. В МТЗ 50 этого редуктора нет. Также отсутствует редуктор для обеспечения двух скоростей вращения независимого ВОМ.
  2. Принципиально отличается механизм блокировки заднего моста. В МТЗ 80 применена гидравлическая система автоматического блокирования, взаимодействующая через гидродатчик в рулевой колонке ГУР с фрикционным тормозом на корпусе заднего моста.  При срабатывании датчика давление масла подаётся в диафрагменную камеру дискового тормоза блокировки. Своим торможением блокирование осуществляется через вал, взаимодействующий непосредственно с диффиренциалом. В МТЗ 50 блокировка осуществляется механическим включением кулачковой муфты, установленной непосредственно на внутреннем конце полуосей заднего моста трактора. При нажатии на педаль управления блокировки кулачковая муфта своим шлицевым вхождением соединяет две полуоси в одно целое, таким образом, блокируя распределение крутящего момента, созданное дифференциалом моста.
  3. В конструкции тормозов МТЗ 50 отсутствует барабан стояночного тормоза. Блокирование осуществляется так называемым — «горным тормозом». Включение осуществляется тягой управления  защёлкой, которая фиксирует сблокированные педали левого и правого тормоза в выжатом положении.
  4. На тракторе МТЗ 50 отсутствует пневмосистема, а также возможность её монтажа в виду не предусмотренного конструкцией дизеля Д-50 места для привода компрессора. При необходимости установки возможно переоборудовать дизель дополнительной установкой передней плиты Д-240 с местом для привода пневмоузла.

Не смотря на перечисленные отличия, как упоминалось выше, трактор МТЗ 50 имеет высокий процент взаимозаменяемости узлов и деталей с МТЗ 80, что даёт возможность модернизировать трактор повышая его эксплуатационные качества.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector