Владимирский тяжеловоз: характеристика лошадей, содержание и уход
Содержание:
Тяжеловозы России
Племенные работы по выведению тяжеловозов начали активно осуществляться в послереволюционный период. Этому времени мы обязаны возникновением таких видов лошадей, как: Русский, Советский и Владимирский тяжеловозы.
Советская тяжелоупряжная
Конь игреневой масти, словно сошедший с полотен великих художников, боевой товарищ русских богатырей. Неописуемая мощь в каждом движении этого животного говорит об истинном его предназначении. Необыкновенная сила – одно из достоинств этой породы. Однако советский тяжеловоз отличается не только этим. Он отлично подходит для выполнения различных работ в сельской местности. Кобылы характеризуются скороспелостью и высокими удоями.
В Россию, начиная с XIX века, начали активно ввозить брабансонов. Они отвечали практически всем требованиям, кроме одного: плохо проходили акклиматизацию, в результате чего часто болели, у них периодически загнивала стрелка.
Советская тяжелоупряжная утверждена в 1952 году официально. Селекция производилась на Мордовском конном заводе. Советский тяжеловоз отличается:
- устойчивой психикой
- спокойным нравом
- необыкновенной выносливостью
- скороспелостью
- неприхотливостью.
Эти качества делают советскую тяжелоупряжную столь популярной в сельской местности.
Внешний вид советского тяжеловоза: небольшие уши, пропорциональная голова, выразительные глаза, коренастая мускулистая шея. Грудная клетка широкая, чаще всего двойной круп, спина длинная. Конечности у советской тяжелоупряжной лошади сухие и крепкие. Копыта имеют твердый, устойчивый к механическим повреждениям копытный рог, плоские и широкие. Грива и хвост имеют среднюю оброслость.
Владимирский тяжеловоз
В XVIII веке в Гаврилово-Посаде был построен конный завод и конюшни были укомплектованны в основном жеребцами верхового направления. Спустя некоторое время в конюшни стали завозить тяжелоупряжные виды: суффольков, арденов и першеронов. В начале XIX века их сменили шайры. Именно жеребцами этих пород покрывали обычных рабочих кобыл. Итогом скрещивания стало получение новой породы – владимирский тяжеловоз.
Лошади достигают высоты 1.6 м. Допустимые масти: вороная, рыжая и гнедая. Владимирская порода была зарегистрирована в 1946 году. Энергичность, неприхотливость, выносливость, плотная консистенция, густая грива – те особенности, которые отличают владимирскую от других тяжеловозов. Именно им принадлежит временной рекорд по доставке груза рысью.
Владимирская порода имеет широкую спину и круп, длинную голову. Владимирский тяжеловоз – гордость российских селекционеров.
Русская тяжелоупряжная
Вид выведен путем скрещивания арденов с обычными кобылами. Невзирая на то, что экстерьер арденов имел ряд недостатков, они обладали уникальными рабочими качествами, были нетребовательны к содержанию. Эти особенности позволили завоевать им популярность на просторах России.
После революции началась активная племенная работа по получению новой рабочей лошади, которая отличалась бы неприхотливостью, гармоничным сложением и работоспособностью.
Характерные масти: гнедая, чалая, рыжая. Лошади достигают высоты до 1.5 м. Местом происхождения является Украина. Русский тяжеловоз используется для перевоза тяжелых грузов.
Русская тяжелоупряжная встречается повсеместно, начиная от Сибири и заканчивая Кавказом. Это самая распространенная порода тяжеловозов в России. Подобная популярность не случайна.
Выведенные лошади-тяжеловозы всех видов заслуживают особого внимания. Удивительное сочетание рабочих качеств и природной грации создает уникальный образ, способный завоевать любовь даже тех, кто равнодушно относится к животным.
https://youtube.com/watch?v=dbC-fs0-LX4
Характер скакунов
После изучения фото и прочтения характеристик этого коня, у многих начинающих заводчиков и фермеров могут появиться некоторые вопросы и опасения: действительно ли кони этой масти такие сильные и грубые? Не доставит ли такой конь лишних хлопот? Будьте уверены, что после встречи с представителем этой породы ваше мнение полностью изменится. Несмотря на внушающие страх габариты, кони покладисты, хотя и энергичности им тоже не занимать. Именно благодаря ей породу начали использовать в соревнованиях и различных скачках, а конная прогулка на такой лошади доставит вам незабываемое удовольствие.
Лошади этой породы не слишком обращают внимание на погоду. Владимирские тяжеловозы спокойно могут работать как в дождь, так и в знойный солнечный день
Вес у жеребцов этой породы — 800 кг. Конечно, молодые жеребцы на раннем этапе дрессировки могут не слушаться хозяина, но после долгих тренировок и при хорошем обращении кобыла станет лучшим помощником. Хозяина Владимирские тяжеловозные лошади выбирают одного, но уважительно относятся к остальным членам семьи. Вот небольшой совет, которого все же нужно придерживаться: про правила техники безопасности никогда нельзя забывать, особенно во время первой встречи с Владимирским тяжеловозом. Следует иметь в виду, что некоторые особи могут весить около 1 тонны и более.
Недостатки Владимирских тяжеловозов
Конечно же, и у Владимирских тяжеловозов есть свои недостатки. По сравнению с достоинствами их, конечно, не так и много, но было бы нечестно оставить их в секрете:
- низкая скорость передвижения (большой вес дает о себе знать);
- плоские ребра и нетвердая спина;
- неповоротливость и средняя подвижность из-за веса.
Особенности
Официальное признание породы и ее документальная регистрация были совершены в 1946 году. Но необходимость в крупных и выносливых лошадях существовала еще со средневековья, так как воины того времени ездили в тяжелых железных доспехах.
В России нехватка таких лошадей проявилась особенно остро в середине 19 века, когда обычные породы не справлялись с обработкой обширных территорий для сельского хозяйства. Гаврило-Посадский племенной рассадник взялся за выведение новой, приспособленной к нашим специфичным погодным условиям тяжеловозной породы.
Время года и капризы погоды никак не влияют на отношение «Владимирца» к работе. Он будет одинаково усерден и в снег, и в дождь, и в жаркий полдень.
Предлагаем ознакомиться: Фортифлора рекомендации по применению
Такой уникальный вид коня закономерно используют для селекции, в результате которой Владимирский тяжеловоз стал прародителем других пород тяжелоупряжных лошадей. Он передал им свои лучшие качества – огромный рост с горой мышц, неустанность и усердие в работе, большую физическую силу наряду с энергичностью.
В наше время физические и психологические особенности «Владимирца» привлекают эту лошадь в самые разнообразные сферы деятельности. Сила, уверенность, проворство позволяют использовать его даже в охоте.
Владимирский тяжеловоз будет без какого-либо сопротивления работать в любую пору года. Погодные условия не играют никакой роли в отношении работы лошади, которая подчинится и в снежный день, и в жару.
Говоря о существующих породах, то Владимирский тяжеловоз, усовершенствовав самого себя, дал толчок развития таких физических качеств других лошадей: мышечная масса, габариты и размеры в целом, силу и большой запас энергии, выносливость и трудолюбие. Теоретически, используя селекцию, можно вывести идеальную лошадь как по красоте, так и по физическим возможностям, с которой не смогут даже сравниться чистокровные верхние породы.
В современном мире «Владимирцев» стали использовать в качестве товарища и помощника по охоте. Поскольку они спокойны, уравновешены и практически не пугливы, их физические способности могут раскрываться в самых лучших ипостасях для охотника.
Любая лошадь, какой бы породы она не была, каким бы названием не именовалась, любит быть ухоженной. Помимо обычного сена и травы, которую используют как основу в рационе пропитания, для данного вида лошади очень важны зерновые и витамины.
Зерновыми, конечно, не следует перекармливать лошадь, ибо это может привести к тягостным заболеваниям желудка. Тем не менее, обычной порции зерновых будет мало и недостаточно, ибо «Владимирцы» проделывают огромный труд практически каждый день (если это сельское хозяйство). Таким образом, в соотношении с другими типами лошадей, они требуют в 1,5 раза больше зерновых.
Витаминов это касается не менее. Если не поддерживать постоянный сильный иммунитет лошади, если не давать ей каждый день витамины, в следствии проделанной работы и недостатка нужных полезных элементов она может серьезно заболеть. И опять-таки, из-за своих габаритов она нуждается в большем количестве витаминов, нежели другая лошадь.
Эта лошадь отличный универсальный солдат, который имеет прекрасные физические параметры, которые подкрепляются отличным характером и внешним видом.
https://ferma.guru/razvedenie-zhivotnyh/loshadi/vladimirskiy-tyazhelovoz-osobennosti-porody.html
Владимирские лошади очень выносливы, в работе энергичны и активны. Русский тяжеловоз является абсолютным рекордсменом по дальности перевозок тяжелого груза. С грузом в полторы тонны двухлетний рысак преодолевает полтора километра за три минуты, что является неплохим результатом.
Лошади этой породы хорошо приспособлены к климату и условиям русского сельского хозяйства.
Совершенствование породы происходит путем разведения чистопородных особей. В породе существует несколько племенных линий, среди которых:
- Линия Ландыша,
- Шерифа,
- Холода,
- Некоторые женские семейства.
Брабансон (бельгийская рабочая лошадь)
- Использование: тяжеловоз.
- Высота: 165-173 см.
- Масти: преимущественно рыже-чалая, также гнедая саврасая и бурая.
- Экстерьер: довольно простой формы маленькая голова на очень мускулистой короткой шее, массивные плечи, глубокий компактный корпус, округлый мощный круп, короткие сильные ноги с густыми щетками.
Эта превосходного качества хладнокровна сегодня разводится, главным образом, в Брабанте, что в Бельгии. За пределами этой страны она малоизвестна, хотя высоко ценится в США. Раньше брабансонов называли фландрскими лошадьми, которые когда-то были самыми популярными боевыми конями в Европе.
Древним предком этой лошади является доисторическая лесная лошадь
Немаловажно, что брабансоиы стали прародителями многих замечательных пород: кейдесдальской и шайрской, например. Несмотря на всеобщую механизацию, эти кроткие великаны, славящиеся трудолюбием, силой и понятливостью, встречаются во многих бельгийских провинциях.К концу XIX века различались три основные линии бельгийской рабочей: Гро де ля Дантр отличались сравнительно легким строением и гнедой мастью; Гри дю Эйно — животные серой, саврасой и рыже-чалой масти; Колосс де ля Механь — самые крупные и мощные брабансоны
История происхождения
Еще в период средневековья началась история этой удивительной породы лошадей. Рыцарям, в их массивных железных доспехах и с тяжелой амуницией, не подходили обычные ездовые лошади, чьи спины с трудом могли выдерживать столь тяжелую ношу. Именно спрос на боевых коней, которые смогли бы с легкостью справляться с тяготами боевых походов, предопределил выведение породы тяжеловозов.
Масса первых лошадей этой породы достигала тонны, а их рост был приближен к двум метрам.
Со временем люди в полной степени оценили великолепные качества породы. Дальнейшая селекция начала работу над выведением сильных, невероятно спокойных, выносливых лошадей, которые смогли бы выполнять всевозможные работы, перевозить грузы.
При селекции современных пород тяжелоупряжных коней использовали 4 породы, отличающиеся хорошими рабочими характеристиками.
Арденская лошадь
Отличительные особенности породы:
-
выносливость;
- нетребовательность;
- универсальность;
- резвость;
- высокая подвижность.
Своим названием порода обязана гористой местности, располагающейся на территории Бельгии и Франции.
Согласно историческим раскопкам, в этом районе лошади, схожие по экстерьеру с арденами, водились около 2000 лет назад. Ранее ардены были не столь массивны, поэтому их часто использовали под седло. Даже Наполеон высоко ценил эту породу. Ее выдержка и энергия стали незаменимыми при боевых действиях. Сегодня встречается два типа арденов: малый и тяжелый.
Бельгийская тяжелоупряжная
Больше остальных пород отвечает современным требованиям к рабочей лошади. Порода повсеместно распространена в Бельгии под названием бельгийский тяжеловоз. В Бельгии сегодня существует только один вид тяжелоупряжных лошадей схожих по экстерьеру, но немного отличающихся по весу и росту.
Особенности бельгийского тяжеловоза:
- крепкое телосложение;
- сухость ног;
- глубокое туловище;
- крепкий массивный костяк;
- широкий круп;
-
относительно короткая спина;
- широкие запястья и суставы;
- крепкое копыто;
- наличие небольших щеток;
- лоб плоский;
- голова легкая, немного горбатая;
- масть встречается светло-гнедая, рыжая, вороная;
- порода отличается скороспелостью;
- нрав спокойный,
- неприхотливость к корму;
- устойчивость к заболеваниям.
Особенности размножения и содержания
Один из самых больших плюсов, который определяет ценность данной породы – отличная способность к размножению, длительный срок активной жизни. Производители могут быть использованы для размножения вплоть до достижения 25-летия. Если условия хорошо организованы, то процент выхода жеребят составляет более 90. Очень высокие показатели и молочных свойств самок-матерей, около 3 тысяч литров за период выкармливания.
Еще одно положительное качество – скорое созревание особей. В 3 года они уже способны производить потомство, но даже после полутора лет практически неотличимы от взрослых по внешнему виду, росту и массе. Эти особенности дают возможности довольно рано их использовать в качестве работников. Помимо всего сказанного, тяжеловесы не слишком прихотливы в уходе, не привередливы в пище, им достаточно самых скромных условий. Они едят траву, сено, солому, концентраты.
Обзор породы
Владимирский тяжеловоз по праву считается одной из самых ценных и престижных для разведения тяжелоупряжных пород. Глядя на фото этого красавца, тяжело представить весь объем работы, которую он может проделать. А сил у этой лошади действительно немало. В настоящее время используется в качестве тягловой силы в селах и деревнях, а также как подсобное животное в мелких, средних и даже крупных фермерских хозяйствах.
На фото хорошо видно, насколько крепкой конституцией туловища обладают эти лошади. Владимирский тяжеловоз прекрасно сочетает в себе все универсальные характеристики любого отличного коня — силу, красоту, покладистый нрав, трудолюбие и энергичность.
Происхождение
Появился Владимирский тяжеловоз впервые в середине XX века. Лошадь данной породы была получена путем скрещивания Шайров, Клейдесдалей и местных российских крупных лошадей. Занималась скрещиванием и выведением породы Гаврилово-Посадская конюшня и одноименный племенной рассадник коней. Официальная регистрация породы прошла в 1946 году. Родоначальниками породы считаются тяжеловозы английского происхождения — Клейдесдальские кони.
Внешний вид
Владимирский тяжеловоз — крупная красивая лошадь, которая отличается не только отменными внешними признаками, но и замечательными разнообразными окрасами. Живая масса одного среднего тяжеловоза может колебаться в пределах от 900 до 1200 кг. Рост лошади от 165 до 175 см. Грудная клетка в обхвате — до 202 см, пясть в обхвате — около 28 см. Голова массивная, профиль выразительный, выпуклый, шея длинная, средней или большой полноты.
Корпус тела средней широты, лопатки поставлены косо, а конечности длинные, прекрасно развитые. Мускулатурой Владимирский тяжеловоз обладает отменной, она хорошо развита, выразительна, особенно в части крупа, спины. Средняя масса кобылы — 685-700 кг, жеребца — 758-800 кг.
Ноги у этой лошади чаще всего отличаются оброслостью в нижней части. Нижняя треть ноги тяжеловоза часто окрашена в белый цвет. Масть преимущественно гнедая с белыми отметинами на голове. Встречаются помимо гнедых еще и рыжие, бурые и реже вороные тяжеловозы. Оброслость ног у этих лошадей, хоть и может варьироваться по густоте, но присутствует всегда. На следующем фото хорошо видно, как выглядят ноги тяжеловоза (оброслость минимальная).
Характер
Как кобылы, так и мерины зачастую имеют спокойный характер. Кони хорошо привыкают к хозяину и хорошо поддаются упряжке. Однако, некоторые особи все же могут взбрыкнуть. К местным условиям приспосабливаются хорошо, быстро привыкают работать, выносливы и неприхотливы.
Погодные условия для этой лошади особо не важны, она без сопротивления будет работать и в снежный день, и в жару. От природы Владимирские тяжеловозы очень энергичны. Молодые лошади могут поначалу не слушаться, однако при хорошем подходе и ласковом обращении вернее помощника вам не найти. На следующем фото лошадь-тяжеловоз трудится и тянет груженый поддон с сидящим хозяином.
Ход
На удивление, хороши Владимирские тяжеловозы в рыси! На специализированных выставках эти лошади демонстрируют непривычную для таких габаритов грацию и утонченность. Любят выходить в галоп, шаг делают большой и размашистый, с захватом. Такой способ хода высоко ценится у любых пород лошадей, а у крупных — особенно. Фото показывает, как хорош Владимирский красавец на ходу.
Размножение
Плодовитость лошадей данной породы хорошая. Случать кобыл и жеребцов начинают в 3 года. Беременная кобыла обычно приносит на свет одного жеребенка. Кстати, именно у таких кобыл высокая молочность, это результат генетической потребности крупного жеребенка в большем количестве молока.
Сфера деятельности
Лошади данной породы активно используются для обработки земли в глухих селах, перетягивания тяжестей и участия в различных соревнованиях. Популярность лошадиной помощи в качестве тягача резко снизилась за последние несколько десятилетий. Но несмотря на замену этих коней автотранспортом, их продолжают содержать и разводить.
Интересные факты
- Владимирский красавец может пробежать 2 километра за 5 минут, таща на себе груз в 1,5 тонны.
- Идя шагом, такое же расстояние, но с грузом в три раза больше, лошадь преодолеет за 15 минут.
- На лошадях данной породы был совершен переход от Владивостока до Москвы.
- Гаврилово-посадские племенные кони используются для скрещивания с другими породами с целью улучшения продуктивных характеристик.
Советская тяжеловозная порода
Советская тяжеловозная порода лошадей выведена путем длительного скрещивания местных тяжелоупряжных кобыл с брабансонскими жеребцами, в работе использовались и кобылы различных помесей, позднее в скрещивании ограниченно участвовали суффолькские жеребцы. Наибольшее влияние на формирование советской тяжеловозной породы оказали брабансоны. Полученные помеси проходили отбор по желательному типу, улучшенные условия кормления, содержания и тренировки также способствовали совершенствованию породы.
В результате длительной целенаправленной работы коневодов Починковского и Мордовского заводов, а также хозяйств зоны деятельности Ярославского, Починковского и Мордовского госплемрассадников была создана новая порода, которая была официально признана в 1952 году. В настоящее время порода неоднородна, в ней присутствуют три типа тяжеловоза: облегченный, основной и утяжеленный. Основные мужские линии породы: Жасмина, Ковбоя, Режима, Румба и Флейтиста, сохранена старая линия брабансона Боже (1919 г).
Советский тяжеловоз мельче брабансона, но из лошадей отечественных пород он самый крупный, живая масса может доходить до тысячи и более килограммов. Средние промеры жеребцов по данным Государственной племенной книги (т. III): высота в холке – 161 см, длина туловища – 169 см, обхват груди – 211 см, пясти – 25,2 см (средняя живая масса – 781 кг); кобыл – соответственно: 156 – 165 – 196 – 24 см (средняя живая масса – 654 кг). Лошади советской тяжеловозной породы отличаются живым уравновешенным темпераментом, они более требовательны к условиям содержания и кормления, чем русский тяжеловоз, это несколько сдерживает их распространение.
Особенности экстерьера советского тяжеловоза: сырая конституция; крупная голова с небольшими ушами (встречается вислоухость); короткая или средней длины мускулистая шея; короткая низкая холка, сливающаяся с гребнем шеи. Спина советского тяжеловоза широкая, средней длины, иногда мягкая; поясница ровная и широкая; круп раздвоенный, свислый, с очень развитой мускулатурой; грудь широкая и глубокая, с округлыми ребрами.
Бедро недлинное мускулистое; крупная голень; большой, сыроватый скакательный сустав; длинная лопатка; большое запястье и пясть; короткие бабки, широкие прочные копыта. Ноги у этих лошадей костистые, сильно обросшие, постановка ног зачастую косолапая. Масти довольно разнообразные, среди них преобладает рыжая и рыже-чалая, помимо этого встречается бурая, вороная, вороно-чалая, гнедая, гнедо-чалая и игреневая.
Среди отечественных пород лошадей работоспособности советский тяжеловоз заслуженно занимает первое место. Жеребцы этой породы перевозят рысью груз на 2 км в среднем за 6 мин.4 шагом – за 16 мин 33 с. В испытаниях на тяговую выносливость в среднем они преодолевают 477 м; средняя масса груза в испытаниях на максимальную силу тяги – 654 кг. Мировой рекорд в испытаниях на максимальную грузоподъемность в 1957 году установил шестилетний жеребец Форс на Тамбовском ипподроме, когда провёз несколько сцепленных повозок с грузом общим весом 22 991 кг (23 т) на расстояние 35 м.
Жеребцы советской тяжеловозной породы используются в племенной работе для улучшения рабочих качеств представителей местных пород; нужно отметить, они достаточно скороспелы, в трехлетнем возрасте они становятся полноценными производителями, которые могут обеспечить значительное повышение скороспелости и прироста живой массы улучшаемых лошадей. При скрещивании советских тяжеловозных жеребцов с местными кобылами уже в первом поколении получается хорошая рабочая лошадь.
Советские тяжеловозы востребованы в продуктивном коневодстве. Для мясной отрасли важен быстрый рост жеребят, их ежесуточный привес доходит до 2,5кг; к моменту отъема (6 месяцев) они весят 365–375 кг (до 450 кг); в годовалом возрасте – 525–540 кг. В кумысной отрасли используется высокая молочность кобыл, за период лактации (205 суток) они могут дать до 6 тыс. литров молока, от кобылы Франтихи получено 3310 л (помимо того, которым питался жеребенок).
Разведение советских тяжеловозов производится на всей территории России, преимущественно в центральных областях её европейской части; ведущие хозяйства по работе с этими лошадьми – Мордовский и Починковский конные заводы, а также племенные коневодческие фермы во Владимирской, Горьковской, Тамбовской и Ярославской областях.
Тяжеловоз-легенда
При упоминании о русских тяжеловозах в памяти невольно всплывает полузабытое ныне слово «битюг». Словарь Ожегова трактует это слово как нарицательное обозначение любого крупного коня, предназначенного для тяжёлых работ, однако данное значение появилось у этого слова уже в наши дни. Дело в том, что битюг был единственным русским тяжеловозом, известным с очень древних времён. История его происхождения теряется в тумане столетий, и мы о ней можем только догадываться. Согласно одной из версий, предками битюга были степные аборигенные кони, которых во времена Петра Первого стали скрещивать с завезёнными при нём голландскими и датскими жеребцами, а впоследствии – с орловскими рысками. Согласно второй, его предками были упомянутые нами древнерусские поводные или сумные лошади. Вполне возможно, что речь идёт об одних и тех же лошадях, существовавших в разное время.
Среди историков и знатоков живописи существует вполне обоснованное предположение, что битюг как лошадь Ильи Муромца изображён на знаменитой картине русского живописца В. М. Васнецова «Три богатыря» (1881-1898, Государственная Третьяковская галерея, Москва). Не верить этому предположению оснований нет, поскольку известно, что к созданию своих полотен великий художник подходил очень тщательно. В частности, ради создания этой картины он брал для своих натурщиков напрокат одежду древнерусских воинов из запасников Исторического музея и изучал все имеющиеся на тот момент источники по истории и быту Древней Руси. Косвенным подтверждением этой версии может также служить поставленный в Воронеже памятник богатырскому коню, который внешним видом очень напоминает битюга.
Названием же это слово стало лишь в XVIII столетии. Связано оно с местом выведения тяжелоупряжной лошади – долиной одноимённой реки, левого притока Дона, протекающего по территории современных Тамбовской, Липецкой и Воронежской областей. По дошедшим до нас описаниям, русский битюг, которого смело можно назвать пращуром всех российских тяжеловозов, выглядел так.
Описание:
- высота в холке до 178 см. После селекции с другими породами – в частности, с рысаками – рост битюга стал составлять 155-165 см.
- широкие грудь, крестец и спина.
- удлинённый круп.
- крепкое и длинное туловище.
- сухие, но крепкие ноги с развитыми щётками и плотными копытами.
- длинная грива.
- волнистый хвост.
- основные масти – гнедая и серая. Иногда встречались рыжая и пегая.
Характер
По характеру же, если верить отзывам, это была спокойная, трудолюбивая, добрая, лёгкая в обращении и покладистая лошадь. Битюгов использовали не только для перевозок, но и по примеру древнерусских богатырей для езды верхом. К сожалению, эта лошадь не была свободна от недостатков, к которым относились тонина конечностей и плохо развитый окорок. Некоторые эксперты также отмечают, что у битюга была слаборазвитая как для настоящей тяжеловозной породы спина.
Битюгов выращивали на знаменитом Хреновском конезаводе (Воронежская губерния). Одно время они были столь распространены, что их можно было встретить и в деревне, и в городе, где их называли «ломовая лошадь». Однако к концу XIX столетия они начали исчезать. Одной из главных причин стала распашка степей и связанное с нею сокращение травяной базы, из-за чего владельцы битюгов вынуждены были кормить их неподходящим для нормального полноценного содержания кормом. Кроме того, их кровь разбавлялась и поглощалась при селекции с породами западноевропейского происхождения. В наше время, как мы уже упоминали, от породы осталось лишь нарицательное слово. Правда, некоторые историки и исследователи предполагают, что перед исчезновением битюгов с их помощью сумели вывести новую породу – воронежскую упряжную. Действительно, в её облике есть что-то от полулегендарного битюга.
Битюгов