Как правильно подковать копыта лошади, и зачем это нужно

Подковка лошади

Важно! Процесс подковки лошади – большой труд, требующий недюжинных усилий, мастерства и терпения. Дилетантский подход к этому делу может навредить и лошади, и неопытному кузнецу. Несколько общих нюансов, которые нужно соблюдать, чтобы процесс подковывания прошел гладко:

Несколько общих нюансов, которые нужно соблюдать, чтобы процесс подковывания прошел гладко:

  • Создать комфорт: ковка должна происходить в сухом и чистом помещении.
  • Избегать опасностей: рядом с лошадью не должно быть еды и других животных;активных лошадей лучше сразу привязывать.
  • После окончания работы проверьте, равномерно ли лошадь перемещает конечности, не хромает ли и т.д.

Сама процедура подковывания лошади происходит в несколько этапов:

Снятие старой подковы: для этого кузнец зажимает конечность животного и с помощью щипцов снимает гвозди, захватив их за барашки.Кусачками убирается ороговевший слой копыта, различные загрязнения снаружи.Внутри навести косметический блеск можно с помощью копытного ножа

Здесь нужно действовать особенно осторожно, поскольку сама чистка копыта не приносит лошади боли и дискомфорта, при чистке внутренней части копыта можно задеть мягкие ткани;

Стенки копыт подравниваются секачом и шлифуются рашпилем.Когда копыто готово, прикладываем к нему раскаленную подкову: на ней останутся отпечатки, по которым и делается дальнейшая примерка и подгонка подков к копыту.Неровности, лишние части подковы убираются, после чего можно перейти к «переобуванию».Подкова, под которой находится резиновая прослойка, прибивается гвоздями к роговому слою копыта.. С какой периодичностью нужно менять подковы? Частота «переобувания» определяется характером активности лошади и поверхности, по которой она перемещается, а также индивидуальной скоростью отрастания копытной стенки

В среднем подковы меняют раз в месяц-полтора. Слишком частая или, наоборот, редкая перековка приводит к губительным для здоровья лошади последствиям

С какой периодичностью нужно менять подковы? Частота «переобувания» определяется характером активности лошади и поверхности, по которой она перемещается, а также индивидуальной скоростью отрастания копытной стенки. В среднем подковы меняют раз в месяц-полтора. Слишком частая или, наоборот, редкая перековка приводит к губительным для здоровья лошади последствиям.

Когда начинать подковывать лошадь? Жеребят уже с 2-3-х месячного возраста уже можно подковывать. Однако первые пять лет жизни (именно в этот период лошадь набирает основную массу) нужно пристально следить за ростом и правильным развитием копыт, чтобы в будущем избежать серьезных патологий.

Следует помнить, что лошади нужно и время отдыха от подков – до 2-х месяцев в год. Соблюдая основные правила ковки можно застраховать лошадь, а вместе с ней наездников и других людей от различных опасностей, которые несут в себе проблемы в обращении с лошадью, неправильный подход к ней.

Необходимые инструменты

Кузнецы и заводчики больших табунов пользуются станком для очистки и подковки копыт. Хозяева небольшого количества лошадей редко используют такое приспособление, а зря. По своей сути станок предназначен для ограничения движения животного. Коня заводят внутрь, поднимают ногу и ставят ее на перекладину. Это существенно упрощает как подготовку, так и саму ковку.

Откажитесь от подручных материалов. Для проведения подковки необходимо использовать специальные приспособления. В противном случае вы можете не просто принести боль лошади, а и вовсе травмировать ногу. Инструменты для процедуры:

  • специальные клещи;
  • крючок;
  • рашпиль с разными насечками;
  • обсечка;
  • копытный нож;
  • ключ;
  • молоток.

Для крепления подковы используются гвозди. Изделия имеют особую шляпку и загнутый штифт, изготавливаются ухналями. Гвозди имеют 6 видов размеров в пределах 45-70 мм. Крепления одноразовые, нельзя использовать их после снятия подковы. Следите, чтобы все инструменты были чистыми, безопасными и хорошо заточенными.

Подкова-обувь для лошадей

Первые подковы появились в Азии и существенно отличались от настоящих. Они представляли собой некие башмачки, изготовленные из кожи и тростника, которые привязывались к ноге ремнями и веревками. Само собой разумеется, срок службы такой обуви был невелик. Далее, их место заняли металлические сандалии, которые позволяли подковывать животное значительно реже. И только в третьем веке человек начал изготавливать изогнутые подковы, применяемые сейчас.

Столь значительное изменение обуви для жеребцов стало необходимым, в связи с развитием инфраструктуры. Ведь, если изначально, животное передвигалось по мягкой траве, то в результате одомашнивания, пришлось отказаться от возможности самому выбирать дорогу и довольствоваться твердым грунтом и брусчаткой. Плюс, одежда наездников становилась тяжелее, появились кольчуги. Следовательно, приходилось преодолевать длинные расстояния по ужасной каменистой местности и тащить на себе телеги с тяжелым грузом. В результате такого жизненного цикла копыта быстро стирались, что приносило лошади боль и неудобство. Чтобы как-то уберечь питомца, человек придумал отличное приспособление – подковы.

Подковы в России появились в начале XVIII века

В России ковка лошадей стала популярной после указа Петра I 1715 года: «В Москве и губерниях сыскать кузнецов добрых, взять во всякую губернию по два человека и велеть им учить кузнечному делу русских…». Вследствие чего, наличие подковы у лошади подчеркивало статус ее владельца.

Современные подковы для лошади имеют овальную форму и довольно пластичны. Подогнать по размеру их можно в любом виде, будь то горячее или уже остывшее изделие. Есть несколько видов подков:

  • Стандартные;
  • Облегченные (для соревнований и скачек);
  • Зимние;
  • Ортопедические;
  • Пластиковые;
  • Резиновые;
  • Алюминиевые.

Особенности строения копыта, функционала животного и его породы влияют на выбор вида подков.

Тоже самое происходит с мышцами, которые привыкли к особым нагрузкам, они атрофируются, животное становится менее выносливым.

Сейчас существует множество разновидностей подков

Работая тяжело и путешествуя по асфальтированным дорогам копыта изнашиваются. Но диким лошадям такое не грозит, ведь они сами выбирают путь, обходя препятствия. И копыта у них быстрее восстанавливаются. Таким образом, копыта домашних скакунов, из-за такого образа жизни, страдают медленным процессом регенерации.

Спортивные

Подковы, предназначенные для спортивных лошадей и более прочны, и изготавливаются из более легких металлов. Для разных видов спорта существуют свои виды подков для лошадей.

Для скаковых лошадей, подковы делают легкими, их вес не должен превышать 120 гр. Для их изготовления используют прочную пружинную сталь. Если скачки будут на скользкой трассе, то подкова должна быть с трапециевидным сечением.

Для многоборья используются угольные подковы с 10-ти мм бортиком по нижней поверхности. Для зимних соревнований подковы берут круглые, массой 180-200 гр., с тремя шипами. Также, для многоборья подойдут подковы Березовца — подковы без шипов, со специальными утолщениями.

Угольные для многоборья

Для соревнований по преодолению препятствий (конкур) лошадей подковывают тонкими легкими подковами, с толщиной ветвей не больше, чем толщина рога стенки. Если используются шипы, то они должны быть скошены внутрь.

Беговых лошадей подковывают исходя из того, по какому грунту будет бежать лошадь. Это могут быть и утяжеленные подковы Березовца, и стандартные подковы весом 300 гр.

Выездковых лошадей обычно не подковывают, а просто вовремя чистят копыта. При необходимости можно подковать передние конечности на легкие гладкие подковы.

Для конноспортивных игр лучше остановить выбор на угольных подковах с невысокими бортами. В данном виде спорта запрещено использовать подковы с шипами, чтобы избежать различных травм.

Зимой, для участия в зимних видах спорта, лошадей подковывают на угольные подковы со специальными зубьями по наружному бортику. Особенностью зимних подков является наличие дна из тонкого металла, что бы снег не налипал на копыто.

Виды подков для лошадей

На сегодня в коневодстве предусмотрено разделять подковы на несколько типов, в зависимости от целей и задач, в которых лошадь будет принимать активное участие. Рассмотрим далее основные особенности каждой из них по порядку.

Стандартные (простые)

Стандартные модели используются в большинстве коневодческих хозяйств для повседневного использования. Изготавливаются они из металла, имеют овальную форму и зачастую весят около 300 г. Дополнительно стандартные подковы могут быть оснащены шипами, предотвращающими скольжение лошади по гладкой поверхности. Выбирается такой аксессуар строго согласно размерам копыт.

Применяются подобные модели как для молодых, так и для зрелых особей, вне зависимости от целей использования. Особая структура и противоскользящие шипы дают возможность использовать стандартные модели в любую погоду и для любых хозяйственных целей, что сделало их наиболее популярными в мире.

Спортивные

Применяются такие модели для содержания спортивных лошадей, когда животное ежедневно активно тренируется или подготавливается к очередным соревнованиям. Они имеют овальную форму, однако от стандартных отличаются ощутимой облегчённостью.

Главная их особенность заключается в высокой износостойкости, а также улучшенном сцеплении с поверхностями, что благодаря анатомической форме помогает не сковывать движения животных. Спортивные модели строго распределяются относительно видов спорта, особенностей участвующих животных и условий, в которых будут использоваться:

Лёгкие модели надевают рысакам, главной их особенностью является разный вес между задними и передними подковами.

Задние зачастую на 25–40 % тяжелее, нежели передние — это помогает облегчить движение лошади при передвижении быстрой и устойчивой рысью, а также защитить её от развития иноходи. Вес таких моделей может быть разнообразным, но в большинстве случаев не превышает 180–210 г.

Размеры лёгких подков всегда строго соблюдены: их толщина должна составлять не менее 4 мм, а ширина — не менее 8 мм. Подковывают лёгкими подковами зачастую взрослых особей, так как молодые рысаки в подковке не нуждаются.

В дальнейшем для тренировок на ипподроме им надевают тренировочные подковы закруглённой формы со специальной перемычкой на конце ветвей.

Ортопедические

Ортопедические модели используются для того, чтобы:

  • смягчить ход непарнокопытного;
  • уменьшить дискомфорт либо болевые ощущения в конечностях, вызванных травмами, либо повреждением копыта;
  • ускорить заживление повреждённой конечности;
  • выровнять движение конечности;
  • уменьшить нагрузку на ступни и конечности;
  • провести коррекцию деформированного копыта.

Данный аксессуар даёт возможность всего за несколько дней полностью улучшить состояние здоровья лошади, а также предотвратить дальнейшую деформацию повреждённой конечности.

Сегодня на рынке существует множество разновидностей ортопедических подков. Среди них особо популярны модели для коррекции ходьбы, а также подковы-зажимы, которые помогают зафиксировать расколотое или раздробленное копыто.

Конструкция подковы

Современные подковы различаются между собой формой, материалом изготовления, толщиной и другими параметрами, в зависимости от назначения. Простые изделия изготавливаются из стали з низким содержанием углеродов, поддающейся подгонке не только в горячем состоянии, но и без нагрева. Для передних конечностей используют подковы округлой формы, для задних – слегка вытянутые, что обусловлено природной конфигурацией копытного рога.

Конструкция подковы

Простая подкова являет собой выгнутую пластину с отверстиями, причем каждый элемент этой пластины имеет свое название:

  • ветви – части полотна от зацепа до пятки. Различают внутреннюю и наружную ветвь;
  • верхняя поверхность – плоскость, примыкающая к копыту;
  • нижняя (наружная) поверхность – плоскость, контактирующая с грунтом;
  • зацеп (отворот) – небольшой вертикальный выступ в передней части полотна;
  • гвоздевая дорожка;
  • внутренний и наружный боковые края;
  • отверстия под шипы;
  • гвоздевые отверстия;
  • пятка – закругленный конец ветви;
  • шипы – приспособления, улучшающие сцепление подков с поверхностью грунта. Устанавливаются при необходимости, например, в гололед или для скачек по примерзшей траве.

В целом, полотно условно делится на три части – зацепную, боковую, заднюю. Поверхность, примыкающая к рогу, тоже разделена на две зоны, внешнюю и внутреннюю. Наружная больше по площади, так как является опорой для копыта, и она должна быть идеально ровной. Если ветви подковы будут находиться в разных плоскостях или иметь неровности, полотно не сможет плотно прилегать к копыту, нагрузка распределится неравномерно, и роговой слой деформируется.

Подкова — фото

Нижняя поверхность тоже горизонтальная, но не сплошная: у наружной кромки имеется продольная выемка, которая называется гвоздевой дорожкой. Благодаря этой дорожке шляпки гвоздей, которыми прибивается подкова, не выступают наружу, а значит, меньше подвержены стиранию. В области зацепа и пятки гвозди не забивают, поэтому там выемки отсутствуют. Отверстия для гвоздей, а точнее их расположение и контуры, прямо влияют на качество ковки и ее безопасность для животного. Если отверстия изготовлены неверно, при забивании гвоздей травмируются ткани под роговицей. Количество гвоздевых отверстий равняется 6, 8 и 12, в зависимости от размера подковы. На передних подковах они располагаются ближе к зацепу, на задних смещаются в сторону пятки. Размеры и форма отверстий должны быть идентичны шейке гвоздя.

В каждой подкове есть гвоздевые отверстия

Толщина полотна у подковы среднего размера составляет 8 мм, ширина – 22 мм. Всего существует 13 размеров лошадиных подков, и каждому из них отвечают определенные параметры изделия: размер ветвей, ширина между пятками и в наиболее широкой части, вес, толщина и другие показатели. В продажу они поступают парами, для задних и передних копыт.

Подковы и шипы, комплект

Подковы для лошадиных копыт

Подковы и дикие лошади

У многих возникнет справедливый вопрос – как лошади выживают в дикой природе, если их никто не подковывает. Ответ простой. Нагрузка на копыта у дикой лошади несравненно меньше, чем у одомашненной. В дикой природе лошади сами контролируют износ и отращивание копытного рога. Кроме того, она может выбирать более подходящую дорогу с мягким грунтом

Зачем лошадям подковы?

Подкова для лошадей то же, что обувь для людей. Подковы известны еще с древнейших времен, и по сей день никаких изменений в этом элементе амуниции лошадей не произошло.  Может подковы вовсе и не нужны лошадям ил их можно с успехом заменить на что-либо другое.

О возникновении подковы

Древние люди одомашнили лошадей и спустя некоторое время догадались, что ходьба по твердому грунту разрушает копытный рог четвероногих питомцев. Первые подковы были сделаны из природного материала – лыка, тростника, коры, кожи, и крепились они веревками или ремнями. Разумеется, такие подковы изнашивались очень быстро.

Древние римляне научились подковывать лошадей металлическими подковами. Они представляли собой овальные пластинки и крепились также  с помощью веревок.

В средневековье на территории современной Европы частым явлением стали булыжные мостовые и мощеные брусчаткой улицы.

Подкованная лошадь подчеркивала статус владельца. Ездить  на босой, неподкованной лошади считалось позорно.

Подковы и дикие лошади

У многих возникнет справедливый вопрос – как лошади выживают в дикой природе, если их никто не подковывает. Ответ простой. Нагрузка на копыта у дикой лошади несравненно меньше, чем у одомашненной. В дикой природе лошади сами контролируют износ и отращивание копытного рога. Кроме того, она может выбирать более подходящую дорогу с мягким грунтом

Дорогие подковы

Как ни странно, но подковать раньше лошадь стоило очень дорого. Подковывали лошадей только в богатых домах. Лошадей содержали конюшне, поделенной перегородками на несколько денников. Пол в конюшне был земляной, навоз, правда, никто не убирал, он и служил подстилкой. Но навоз выделял при разложении тепло, поэтому копыта лошадей не мерзли.

Этот же аммиак разъедал копытный рог неподкованных лошадок. В то время как у крестьян лошади зимой проводили время на улице, и их копыта были здоровее, чем у лошадей богачей. Лошадкам простого люда приходилось туго.

При этом нужно учесть, что в то время единственным средством передвижения были именно лошади, и их же чаще всего задействовали в сельском хозяйстве.

Что будет, если лошадей не подковывать?

Если лошадь не подковать вовремя, копытный рог износится, сточится, и каждое движение будет причинять лошади боль.

Если лошадь проводит все время на выпасе в поле с мягким грунтом, не приспособлена к работе, то в принципе ее можно не подковывать.

Но если лошадь принимает активное участие в фермерском хозяйстве, участвует в скачках или занята в спортивном туризме, то несомненно ее нужно подковывать. Частота подковывания лошади 1 раз в 1-1,5 месяца.

Многие владельцы конюшен не подковывают лошадей зимой, особенно в снежные зимы. Так или иначе, лошадиному копыту нужно отдыхать от копыта. Обычно хватает одного-двух месяцев в год.

Процесс выполнения ковки

Как правильно прибить подкову, знает настоящий профессиональный кузнец или коваль. Ему хорошо известны все инструменты, используемые в этом непростом процессе. Обычно применяется стандартный набор, состоящий из обсечки (крючка для ухода за копытами), клещей для снятия старых подков, секача или ножа для снятия старого слоя подошвы, молотка ковочного, рашпиля, пилки для копыт, гвоздей (ухналей), пассатижей для удаления гвоздей и, конечно, наковальни.

Ухнали можно использовать только один раз, повторно использовать их нельзя. В наши дни немногие кузнецы смогут справиться с этой задачей. Нужно иметь определённые знания о том, как правильно подковать лошадь, как перед этим провести расчистку копыт лошади, как очистить подкову от ржавчины и много других секретов в обращении с этими животными.

Это важно! Иногда кузнецы используют станок для ковки в тех случаях, если конь испуган или нетерпелив, не стоит спокойно на месте. Особенно помнить об этом нужно начинающему конюху

Домашним лошадям, которые редко выезжают на асфальтированную дорогу, крепить подковы вообще не нужно

Процедура ковки небыстрая, ведь животному сначала нужно привыкнуть к мастеру, уже потом можно постепенно приступать к работе. Иногда сам процесс растягивается на несколько дней. Как он осуществляется?

Домашним лошадям, которые редко выезжают на асфальтированную дорогу, крепить подковы вообще не нужно. Процедура ковки небыстрая, ведь животному сначала нужно привыкнуть к мастеру, уже потом можно постепенно приступать к работе. Иногда сам процесс растягивается на несколько дней. Как он осуществляется?

1 этап. Чистить крючком края копыта от опилок, разного мусора, чтобы удобно было снять старую «обувь», несложно

Важно это сделать аккуратно. 2 этап. Затем клещами резким движением сорвать подкову с гвоздями

3 этап

Затем клещами резким движением сорвать подкову с гвоздями. 3 этап

Нужно ещё раз провести тщательную чистку копыта, затем копытным ножом срезать с копытца отросшую роговицу. 4 этап. Обточить пилкой для копыт его поверхность и края так, чтобы она стала гладкой и плоской. Почему? Потому что от этого зависит, как ровно будет прилегать подкова. 5 этап. В такой же последовательности расчищать и обрабатывать остальные три конечности. 6 этап. Снимаются мерки и подгоняются подковы. 7 этап. Повторно примерить изделие и приколотить его к копыту. Это самый сложный и ответственный шаг. Маленькая неточность может привести к травме ноги. Если будут соблюдены все условия ковки, то животное не ощутит дискомфорта, ведь в роге отсутствуют нервные окончания. Гвозди забивать в нужной последовательности (1-ый – в первое зацепное отверстие, 2-ой – напротив, и так до конца) и строго под прямым углом к подкове. 8 этап. Концы гвоздей молотком загнуть, приколотить к нижнему краю копыта и подогнать плотненько зацеп.

Это важно! Нужно избегать неточностей в работе именно на этом этапе. Если произойдёт смещение во время прибивания  гвоздей, то работу придётся переделывать и снова забивать ухнали, потому что подкова начнёт болтаться

  • 9 этап. Удалить при помощи обсечки концы гвоздей. Для этого нужно ноги лошади поочерёдно поднимать на специальные железные подставки, которые ставятся перед ней и под её брюхом.
  • 10 этап. Заключительный. Повторно обточить рашпилем края подковы и копыта. В случае необходимости – закрепить шипы. Так как на новых подковах отверстия под них отсутствуют, можно своими руками просверлить так, чтобы они соответствовали диаметру шипа.

На этом процедура подковки завершена. Таким образом, при наличии определённого набора инструментов, навыка и любви к животным коваль может успешно подковать любого коня.

Интересно! Взрослые и дети знают, что в старину над входом в дом, над дверью, прибивалась на счастье подкова. Люди верили, что она приносит удачу и оберегает её владельца от несчастья и недугов

Не важно, куплена она была или найдена. Главное, чтобы подкова была хоженой, то есть снятой с лошадиного копыта

https://www.youtube.com/watch?v=IfQXmKDSVAM

https://www.youtube.com/watch?v=IfQXmKDSVAM

В современном мире нечасто встретишь человека, увлечённого лошадьми. На такие вопросы, как «Больно ли лошади когда её подковывают?» и «Из чего делают подковы для лошадей?» вряд ли можно получить от простых обывателей правильный ответ.

Виды подков

Все многообразие подков объединяется в три вида — спортивные, стандартные и ортопедические. Каждая группа включает различные модификации, предназначенные для определенных целей.

Спортивный тип подков применяется для лошадей, принимающих участие в конкурсах, скачках и многоборье. Изготавливаются такие модели из пружинной стали, алюминия и сплавов, имеющих высокую прочность и малый вес. Вид соревнований определяет вес и форму подков, которые будут установлены на скакуна. В скачках обычно применяют модели весом до 120 г, а для многоборья подходят изделия с массой 180—200 г, бортиком и утолщениями в нижней части.

Стандартным типом подковываются рабочие лошади. Вес моделей составляет 200—720 г и зависит от размера. В комплекте идут съемные шипы — закругленные, небольшого размера для лета и длинные и острые для зимнего периода. Подковы могут изготавливаться в заводских условиях или коваться в частном порядке кузнецами.

Ортопедическая группа изготавливается из пластика, стали и алюминия, имеет различные конструкции. Форма изделия зависит от типа травмы и состояния копыта, поэтому каждый набор подков подбирается в индивидуальном порядке. Эти приспособления помогают облегчить боль при движении, ускорить заживление и выровнять ход.

Внешне ортопедические изделия похожи на сандалии с пружинными креплениями и ремешками, выполненными из пластика. Отсутствие гвоздей в креплении позволяет быстро и легко заменить защитные приспособления. Стоят такие модели довольно дорого и не каждый заводчик лошадей может себе их позволить. Более дешевые варианты, которые также создаются из пластика, крепятся при помощи небольших гвоздей или клея и имеют стандартный для подковы вид.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector