Ухудшение памяти

Что делать с плохой памятью?

1. Узнать причины.

Существует несколько причин забывчивости. Желательно найти «свою», ту, которая мешает организованности, и устранить ее.

Спешка. Если мы куда-то не успеваем, мозг работает в режиме «быстрее-быстрее». Суматоха приводит к тому, что кошелек остается дома, ключи в двери, а вчерашнее задание шефа невыполненным

Что в такой ситуации делать? Никогда не спешить, концентрироваться на самом важном

Хроническое недосыпание, переутомление. Многие живут в режиме работы 24/7. Хочется быть успешным, развиваться, встречаться с друзьями, все успевать. А времени, как всегда, не хватает… Тогда мы похищаем несколько ночных часов. Это в корне неправильно, потому что ночью организм должен отдохнуть, восстановиться. Если удалось только пару часов передремать, надеяться на то, что доклад будет прочтен успешно без листка, не стоит.

Вредные привычки. Курение, злоупотребление алкоголем и другие вредные привычки влияют на краткосрочную память. Так, выйдя с отеля и закурив, увеличивается вероятность забыть дорогу к новому месту ночлега.

Стрессы и переживания. Напряженное психическое состояние характеризуется некой зацикленностью. Человек хочет запомнить, но не может, потому что все силы потрачены организмом на переживания негативных эмоций, на борьбу с депрессией или конфликтами.

2. Обратиться к врачу.

О любом ухудшении здоровья желательно поговорить с врачом. Специалисты узкого профиля дадут конкретные рекомендации, предложат разного рода обследования, чтобы определить, нуждается человек в медикаментозном вмешательстве или нет. Самостоятельно покупать витамины или другие биодобавки нежелательно.

3. Использовать народные средства.

Сложно сказать, возможно ли решить проблемы с памятью народными способами. Но хуже от некоторых точно не станет. Истощенный организм всегда нуждается в подзарядке. Травники советуют пить настой из листьев шалфея или мяты, яблочный и грейпфрутовые свежевыжатые соки. Целебные свойства приписывают чернике, рекомендуя употреблять ягоду в любом виде. Она также улучшает зрение.

4. Настроиться на позитив.

Если пришло осознание, что есть проблемы с памятью, ни в коем случае нельзя расстраиваться. Они на самом деле есть у всех. Но преодолеть недостатки удается только тем, кто настроился на позитив, допускает самоиронию, готов над собой работать.

5. Комплексно подойти к решению.

Чтобы преодолеть забывчивость, упражнений недостаточно. Если в рационе нет необходимых микроэлементов, сон не превышает пяти часов в сутки, отсутствует хоть какой-то режим, что-либо изменить будет сложно.

Когда мозг находится в постоянном стрессе, он не готов воспринимать информацию. Наладить его деятельность можно только в спокойном и размеренном ритме жизни. Также нужно исключить курение, алкоголь и другие вредные привычки.

6. Заняться восстановлением памяти.

Существует множество программ, техник и методик, чтобы усовершенствовать умение запоминать. Конечно, феноменальными способностями обзавестись не получится, но достичь результата можно. Выбирать упражнения стоит исходя из индивидуальных особенностей восприятия – визуального, аудиального, сенсорного и так далее. То есть, кому-то легче фиксировать данные, связав их ассоциативно, кому-то нужно записать, кому-то проговорить.

Гаджет может тоже помочь – есть много интересных программ, специализировано разработанных для тех, кто хочет улучшить внимание, устранив проблемы с памятью

Почему пропадает память у человека

Чаще всего встречаются возрастные нарушения памяти, обусловленные старением организма. С возрастом многим людям становится тяжелее запоминать новую информацию, снижается способность к обучению и освоению новых навыков.

Возрастные проблемы с памятью приводят к замедлению мыслительной активности и появлению забывчивости. Человеку требуется больше времени, чтобы вспомнить необходимую информацию.

Проблемы с памятью — как называется болезнь

Частыми причинами появления проблем с памятью в пожилом возрасте являются:

  • умеренные когнитивные нарушения;
  • старческая деменция;
  • болезнь Альцгеймера;

Проблемы с памятью, связанные с умеренными когнитивными нарушениями, сопровождаются нарушением кратковременной памяти.

При этом рабочая память не страдает. Пациенты могут выполнять простые вычисления, запоминать и воспроизводить короткие списки предметов.

Следует отметить, что умеренные когнитивные расстройства относят к начальным проявлениям поражения коры головного мозга (чаще всего на фоне хронического нарушения мозгового кровообращения). При отсутствии своевременного лечения умеренные когнитивные нарушения трансформируются в деменцию.

При деменции

Если у человека диагностирована деменция, то кроме проблемы с памятью наблюдаются выраженные когнитивные нарушения и расстройства поведения. Также страдают умственные способности.

Кроме постоянной забывчивости, пациенты испытывают значительные трудности при назывании знакомых предметов, организации и планировании своей повседневной деятельности. Нарушается и исполнительная деятельность (человек не способен самостоятельно оплатить свои счета, приготовить пищу).

На поздних стадиях деменции человек может забывать родных и близких, не понимать где он находится, забывать свой адрес и имя.

При болезни Альцгеймера

Проблемы с памятью при болезни Альцгеймера прогрессируют постепенно. Вначале заболевания пациент сам может осознавать и замечать свои проблемы. По мере прогрессирования болезни человек теряет способности самокритично оценивать свое состояние.

Эта забывчивость по мере прогрессирования болезни часто приводит к тому, что пациенты забывают выключать газ, утюг, воду, закрывать двери.

Также при болезни Альцгеймера теряется способность осваивать новые навыки (пациент не может научиться пользоваться новым телефоном, открывать новый дверной замок).

По мере прогрессирования болезни Альцгеймера проблемы с памятью становятся более выраженными. Пациенты забывают свое имя, адрес, имена и лица близких, события, которые происходили с ними ранее.

Также появляется равнодушие к окружающим, неряшливость, отсутствие ухода за собой, теряется интерес к собственной внешности (пациенты могут ходить с длительно немытыми волосами (неделями), в грязной одежде. Постепенно полностью теряется способность к самообслуживанию.

При болезни Паркинсона

Если у человека диагностирована болезнь Паркинсона, на первый план выходят двигательные расстройства. Нарушается координация движений, появляется шаткость походки, повышается тонус мышц. Характерным симптомом является дрожание пальцев, напоминающее «пересчет монет» или «перекатывание бусин».

Поскольку для болезни Паркинсона не характерны интеллектуальные нарушения и грубые проблемы с памятью, при наличии у пациента этих симптомов следует заподозрить наличие деменции (старческой, альцгеймеровской).

При рассеянном склерозе

Проблемы с памятью при рассеянном склерозе сочетается с:

  • снижением интеллекта;
  • изменением поведения;
  • депрессивными состояниями;
  • тремором и парезам конечностей;
  • нарушением поверхностной и глубокой чувствительности;
  • появления симптомов слабоумия;
  • параличами черепных нервов (чаще всего поражаются глазодвигательный, тройничный, лицевой и подъязычный нерв);
  • нистагмом (ритмичные горизонтальные колебания глазного яблока);
  • недержанием мочи;
  • эректильными дисфункциями.

«На работе я не могу подобрать слова»

Когда в середине июня 31-летняя мисс Тейлор заразилась коронавирусом, она думала, что ей понадобится лишь короткий перерыв в работе адвокатом в некоммерческой организации Атланты, помогающей малообеспеченным арендаторам. Но девушка стала такой рассеянной, что однажды постирала пульт от телевизора вместе с бельем, а также была вынуждена вернуть собаку, которую недавно взяла из приюта, потому что не могла доверить себе заботу о домашнем животном.

— В моей голове словно развернули белый лист, — говорит она. — Я сидела на краю кровати, плача и понимая — что-то не так, я должна просить о помощи. Но я не могла вспомнить, кого или почему я должна просить. Я забыла, кто я и где нахожусь.

К июлю мисс Тейлор почувствовала себя лучше и сказала своему начальнику, что может вернуться к работе. Но после очередного «белого эпизода» написала ему: «Мне страшно. Я действительно хочу вернуться к работе. Но я сильно устаю и часто путаюсь». Он предложил ей отдохнуть и подлечиться.

Я переболел коронавирусом — как восстанавливаться?

Тейлор вернулась на работу в начале августа, но ее мысли блуждали, а чтение электронных писем было настолько сложным, «будто они написаны на греческом языке», говорит она. К сентябрю ее работодатель настаивал на 13-недельном отпуске.

— В конце концов мы остановились на «вам придется уйти», — говорит мисс Тейлор.

50-летний мистер Рейган провел пять дней в больнице и сначала возобновил работу в качестве сосудистого хирурга в компании, производящей стенты и катетеры. Но тремор пальцев и судороги — неврологические симптомы, которые иногда сопровождают мозговой туман, означали: «Я ни за что не вернусь в хирургию и не смогу научить коллег, как зашивать артерию», — говорит он.

— На совещаниях я не могу подобрать слова, — говорит мистер Рейган. Сейчас он взял отпуск.

До того, как мисс Мизель подхватила вирус в июле и была госпитализирована с пневмонией на пять дней в августе, она принимала по шесть пациентов в час в своей клинике в Хантсвилле, штат Алабама. 

— Недавно я сказала нашему сотруднику по планированию, что не могу работать одна, потому что медленно соображаю, у меня кружится голова, и мне просто нужен кто-то еще, чтобы работать со мной, — рассказывает она. — Иногда в смотровой комнате мне приходилось хитрить, чтобы пациент не заметил, что я в тумане и мне очень страшно. Никому не нужен такой доктор.

«Насколько я знаю, я еще не наделала ошибок», — говорит она и добавляет, что в последнее время ей стало немного лучше.

Основные причины

Причины могут быть самыми разнообразными. Самая частая, по данным статистических исследований, это астенический синдром. Так называют комплекс симптомов: психоэмоциональное напряжение, эмоциональная лабильность, повышенная тревожность, признаки депрессии. Вторая по частоте причина — это последствия каких-либо заболеваний.

Но существует ряд других факторов, которые могут привести к нарушениям памяти:

  • Иные астенические состояния: стрессовые ситуации, переутомление.
  • Чрезмерное употребление алкоголя. Приводит к соматическим нарушениям, структурным изменениям мозга.
  • Болезни, связанные с патологиями кровообращения в головном мозге.
  • Травмы головы.
  • Опухоли, локализованные в тканях головного мозга.
  • Патологии психиатрического профиля.
  • Врожденные нарушения интеллекта — как генетические, так и связанные с родовыми травмами.
  • Нарушение обмена веществ.
  • Хроническая интоксикация (например солями тяжелых металлов)

Соответственно, лечение в каждом случае специфическое, а диагностика требуется тщательная, так как причин множество.

Препараты для улучшения памяти

Ноопепт

Ноопепт — это инновационный ноотропный препарат, разработанный российскими учеными, комплексного действия, который улучшает кровообращение и работу мозга, Препарат имеет ноотропное и нейропротекторное действие, восстанавливает когнитивные функции: улучшает память, внимание, сосредоточенность, улучшает способность к обучению, нормализует сон, устраняет головокружение, рассеянность и улучшает настроение

Ноопепт обладает уникальным механизмом комплексного действия:

1. Ноотропное действие – Ноопепт восстанавливает память и, в отличии от своих аналогов, действует напрямую на все три этапа памяти: I – запоминание , II – хранение, III – воспроизведение.

2. Антиоксидантное действие – Ноопепт защищает от действия свободных радикалов

3. Нейропротективное действие – Ноопепт защищает клетки мозга, а также активирует собственные механизмы защиты клеток препарата. Нейропротекторное действие препарата обусловлено тем, что под воздействием активного вещества в головном мозге повышается устойчивость к различным повреждающим воздействиям, степень повреждения нейронов мозга уменьшается.

4. Улучшает питание и кровоснабжение мозга. Препарат улучшает реологические свойства крови, повышает антиагрегационный потенциал стенки сосудов.

Препарат применяют при когнитивных нарушениях, в том числе после перенесенных черепно-мозговых травмах, при посткоммодационном синдроме, сосудистой мозговой недостаточности, астенических расстройствах и других состояниях с признаками снижения интеллектуальной продуктивности.

Препарат принимают с 18 лет, противопоказанием является беременность и лактация.

Ноопепт имеет благоприятный профиль безопасности, не взаимодействует с алкоголем и снотворными лекарствами, не имеет седативного эффекта, безопасен для лиц, управляющих транспортными средствами.

Отпускается в аптеках без рецепта.

Форма применения: обычно лечение начинают с дозы 20 мг, распределенной по 10 мг на 2 приема (утром и днем).

Побочные эффекты: Возможны аллергические реакции. У больных с артериальной гипертензией, в основном тяжелой степени, на фоне приема препарата может наблюдаться подъем АД.

Кавинтон

Препарат на основе вещества Винпоцетин, назначается при нарушении мозгового кровообращения, шуме в ушах, сосудистых заболеваниях сосудистой оболочки и сетчатки глаза, головокружениях и др.

Противопоказан при беременности, лактации и детям до 18 лет, а также в острую фазу геморрагического инсульта, при ишемической болезни сердца и аритмиях.

Отпускается строго по рецепту под наблюдением врача. Препарат несовместим с алкоголем.

Форма применения: по 5-10 мг 3 раза в сутки

Глицин

Глицин — это простейшая алифатическая аминокислота, применяемая в качестве вспомогательного ноотропного лекарственного средства.

Препарат применяют при нервных перегрузках, стрессовых ситуациях, снижении умственной работоспособности.

Форма применения: 1 таблетка 3 раза в день.

Побочные эффекты: возможны аллергические реакции.

Диагностика Кратковременной Потери Памяти

Врач вашего ребенка диагностирует кратковременную потерю памяти с помощью серии обследований и тестов.

Вначале врач может задать вопросы, связанные с

  • Любые недавние травмы или инфекции
  • Сон
  • Общее психическое здоровье
  • Злоупотребление алкоголем или наркотиками
  • Лекарства
  • Диета и общий образ жизни

Могут быть назначены лабораторные тесты для выявления каких-либо недостатков или инфекций. Рентген головного мозга или компьютерная томография могут быть выполнены, если врач сочтет это необходимым.

Несколько тестов, которые проверяют когнитивные способности вашего ребенка, также могут дать важную информацию о причине потери памяти.

К таким тестам относятся:

  • Простые орфографические и математические задания
  • Основные вопросы о дате, месяце и году
  • Тесты, оценивающие способности ребенка решать проблемы
  • Вопросы по недавним событиям

Синдромы нарушения памяти

Нарушения памяти бывают самые разнообразные и могут сочетаться с другими поражения высших мозговых функций. Выделяют такие синдромы нарушения памяти:

  • Корсаковский синдром. Нарушается преимущественно способность к фиксации текущих событий. Другие высшие функции головного остаются неизменными или страдают незначительно, отсутствуют выраженные поведенческие нарушения. В основном, развивается вследствие алкоголизма, травм и опухолей головного мозга.
  • Деменция. Резко нарушаются процессы как кратковременной, так и долговременной памяти. Одновременно страдает абстрактное мышление и разрушается целостность личности. Развивается из-за возрастных изменений мозгового кровоснабжения и вследствие болезни Альцгеймера.
  • Синильные нарушения памяти. Выраженные нарушения памяти в старческом возрасте, превышающее пределы нормы для определенного возраста. Однако при нем страдает только функции памяти, но не наступает выраженной социальной дезадаптации.
  • Дисметаболические энцефалопатии. Возникают при хронической легочной, печеночной и почечной недостаточности, длительных гипогликемиях. Также вызывается вследствие глубоких гиповитаминозов и интоксикаций. Имеет доброкачественное течение и при устранении провоцирующего фактора самостоятельно регрессирует.
  • Психогенные нарушения памяти. Сочетаются с нарушением памяти и интеллектуальной работоспособности. Возникают как следствие тяжелых форм депрессии. При адекватном лечении депрессии также поддаются регрессии.
  • Преходящие нарушения памяти. Кратковременное расстройство памяти («провалы» памяти), при котором утрачиваются только воспоминания об определенном промежутке времени. Других нарушений высших функций мозга не наблюдается. Возникают вследствие черепно-мозговых травм, эпилепсии, злоупотребления алкоголем.

У меня плохая память. Что делать?

Память — это когнитивный процесс, которые невозможно улучшить без подходящей тренировки. Батарея клинических упражнений и игр для развития памяти, предлагаемая CogniFit (“КогниФит”), доступна всем и рекомендована людям, жалующимся на плохую память. CogniFit (“КогниФит”) — профессиональный инструмент, позволяющий с помощью простых клинических игр (доступных онлайн) оценить и тренировать функции мозга, отвечающие за память.

Исследование пластичности мозга показало, что чем больше мы используем нейронную сеть, тем сильнее она становится. Это касается и нейронных сетей, отвечающих за память.

Программа когнитивной стимуляции CogniFit (“КогниФит”) создана командой учёных, неврологов и когнитивных психологов, и предназначена, главным образом, тем людям, которые считают, что у них плохая память. Программа сначала с точностью оценивает проблемы с памятью и другие основные когнитивные функции, и затем на основе полученных результатов автоматически предлагает комплексный режим персональной когнитивной тренировки. CogniFit рекомендуется использовать детям старше 7 лет и взрослым. Эта программа доступна онлайн.

Разнообразные интерактивные упражнения представлены в виде увлекательных умных игр, в которые можно играть с помощью компьютера. После каждой сессии CogniFit представит подробный график развития когнитивного состояния. Вам нужно только зарегистрироваться!

Вы хотите улучшить память, внимание и другие когнитивные функции у себя и у вашего ребёнка? Тренируйте основные способности мозга с помощью персональной когнитивной тренировки CogniFit! Программа автоматически определяет наиболее ослабленные когнитивные функции и предлагает режим тренировок, который подходит именно вам! Тренируйтесь регулярно 2-3 раза в неделю в течение 15-20 минут, и уже через несколько месяцев вы сможете заметить улучшения. Программа рекомендуется детям старше 7 лет и взрослым.

Стимулировать мозг так же важно, как и тело

Стимуляция позволяет поддержать здоровье мозга и сделать его менее уязвимым к нейродегенеративным заболеваниям. Нейроучёный Франсиско Мора даёт 12 советов тем, кто хочет поддержать здоровье мозга и справиться с плохой памятью:

Стимулировать мозг так же важно, как и тело. Стимуляция позволяет поддержать здоровье мозга и сделать его менее уязвимым к нейродегенеративным заболеваниям

Нейроучёный Франсиско Мора даёт 12 советов тем, кто хочет поддержать здоровье мозга и справиться с плохой памятью:

Меньше есть: избыточное питание увеличивает окислительный стресс нашего организма. Снижение количества поглощаемой пищи усиливает выработку нейронов в гиппокампе, увеличивает синапсис и способствует механизму восстановления нейронов. Узнайте, какие продукты полезны для мозга.

Профессионально тренировать мозг: используйте специальные, научно валидированные программы для тренировки мозга, такие как CogniFit.

Регулярно заниматься спортом: занятия спортом способствуют выработке в нашем организме веществ, благоприятно влияющих на пластичность нашего мозга. Как начать заниматься спортом?

Гимнастика для мозга: решайте задачи и бросайте вызов своему мозгу

Путешествовать: путешествовать — это значит запоминать, получать новый опыт, знакомиться с чем-то новым, испытывать эмоции, это, в конце концов, мотор наших знаний.

Поддерживать хорошие отношения: хорошее психическое здоровье взаимосвязано с хорошими отношениями с окружающими. Узнайте, как развить коммуникативные навыки.

Адаптироваться к изменениям: если вместо того, чтобы учиться чему-то новому, мы бежим от этого, то мы только проигрываем. Процесс обучения возможен в любом возрасте.

Избегать хронического стресса: стресс очень негативно влияет на наш мозг. Лучше всего справиться со стрессом помогают занятия спортом.

Не курить: курение может спровоцировать небольшие кровоизлияния в мозг, кроме того, никотин снижает память и повышает окислительный стресс мозга. Как бросить курить?

Здоровый сон: нашему мозгу необходимо 7-8 часов здорового сна, чтобы избавиться от ненужной информации, закрепить полученные знания и восстановить повреждённые ткани. Как победить бессонницу?

Избегать эмоционального упадка: эмоции, надежды побуждают нас жить и учиться.

Испытывать благодарность: особенно в пожилом возрасте, благодарность — это нечто важное и обыденное, будь то за эмоциональные связи или за снижение стресса.
Наслаждаться малым: наслаждаться тем, что вы имеете, и не создавать себе потребности, за которые нужно бороться, чтобы получить их.

Проблемы с рабочей памятью

Рабочая память – это способность мозга сохранять и использовать соответствующую информацию во время выполнения задания, важное умение для обучения. Проблемы обучения, которые возникают при нарушении рабочей памяти, не связаны с пониманием материала

Проблемы в обучении, которые возникают при дефиците или нарушении рабочей памяти:

  1. Проблемы с решением математических задач в несколько этапов. Например, при выполнении устного задания учителя «Из 20 вычесть 10 и прибавить 5» активно работает рабочая память: ребенок производит вычисление в уме «20-10», при этом удерживая в памяти операцию «прибавить 5», далее он прибавляет «5», удерживая в памяти результат «20-10». При проблеме с рабочей памятью такие вычисления в уме сделать очень сложно.  Дети с нарушениями рабочей памяти демонстрируют трудности с заданиями, которые имеют более одно шага в их выполнении, как правило запоминают только первый и последний шаги, забывают, что надо сделать в середине.
  2. Функциональные проблемы с пониманием чтения. Ребенок не помнит предложение, которое он только что прочитал. Написание изложения или сочинения также является сложной задачей. Это требует, чтобы ребенок извлек из долговременной памяти информацию, одновременно используя грамматические и пунктуационные знания.
  3. Трудности со словесным запоминанием задания при его выполнении. Ребенку трудно удержать в голове вопрос учителя, при поиске ответа в учебнике и т.д.

Проблемы с долгосрочной памятью

Дети, у которых есть проблемы с долговременной памятью, чаще всего получают оценки, не соответствующие времени и усилиям, которые они проводят в подготовке задания.

ИСТОРИЯ

«Вчера вечером все прекрасно знал, а утром на уроке не смог ничего ответить, не вспомнил».

Нарушения долговременной памяти – неспособность быстро и эффективно вызывать информацию из долговременной памяти и хранить ее, то есть неспособность отнести понятие к какой-либо категории, хранить правила и шаблоны для их использования при решении задач (грамматические правила, шаблоны для решения примеров и задач в математике)  и др.

Что делать?

Если вы считаете, что у вашего ребенка проблемы с памятью, нужно выяснить, так ли это.  Нейропсихологическая диагностика поможет понять, какие именно трудности испытывает ребенок.  С помощью специально разработанных тестов и заданий нейропсихолог сможет определить, в чем именно проявляются нарушения: памяти, внимания, концентрации.  

Для коррекции нарушений ребенок может пройти нейропсихологическую коррекцию, которая проводится в виде игр и упражнений. Нейропсихологическая коррекция может проводиться как в группе, так и индивидуально.

При необходимости, нужно получить консультацию других специалистов: невролога, психолога, логопеда.

Что ты можешь сделать, чтобы улучшить свою память

Есть несколько способов, объединив которые, ты получишь целую методику по улучшению своей памяти:

1. Регулярные физические упражнения. Физическая активность благотворно влияет не только на память, но и на мозг в целом, в особенности полезны аэробные и силовые тренировки. Во-первых, физические упражнения улучшают когнитивные функции, во-вторых, насыщают мозг кислородом. Плюс во время занятий мы абстрагируемся от каждодневной суеты и переключаем организм на плодотворную тренировку, что в некотором роде помогает перезагрузить разум.

2. Хороший сон. Качественный отдых играет огромную роль для формирования памяти. Как выяснили ученые, во время сна информация, полученная нашим мозгом, кодируется в сознании, что помогает в любой момент извлечь необходимые данные. Мозгу, как и телу, нужен отдых, чтобы нормально функционировать в течение дня. Так что чем хуже ты спишь, тем сложнее будет извлекать необходимые воспоминания.

3. Используй методику по запоминанию:

Разделяй информацию на порции. Например, таким образом мы запоминаем номера телефонов, а дети учат таблицу умножения.

Объединяй информацию с образами. Если тебе необходимо запомнить несколько важных деталей, то комбинируй их и ассоциируй с конкретным образом или картинкой. Причем чем ярче получится образ, тем лучше информация сохранится в твоей голове.

Поработай над внимательностью и наблюдательностью. Сделать это гораздо проще, чем кажется

Идя по улице, обращай внимание на людей, их предметы одежды. Вернувшись домой, попытайся воспроизвести это в памяти – со временем такая практика позволит автоматически обращать внимание на мелкие детали, благодаря которым ты сможешь вспомнить все, что будет необходимо

«10 способов улучшить память»«Как запоминать все, что угодно»

Нарушение непосредственной памяти

Непосредственная память – это возможность индивидуума фиксировать и воссоздавать информацию непосредственно при ее поступлении.

К самым распространенным расстройствам непосредственной памяти можно отнести прогрессирующую амнезию и корсаковский синдром.

Синдром Корсакова характеризуется выпадением непосредственной памяти на происходящие события. Одновременно, зафиксированная ранее информация о прошлом сохраняется.

В связи с трудностями в непосредственной фиксации поступающей информации, больные утрачивают способность ориентировки. Дефекты в воспоминаниях заполняются реальными событиями из собственного более далекого прошлого, выдуманными или почерпнутыми из других источников информации.

Прогрессирующая амнезия сочетает выпадение непосредственной памяти и постепенно прогрессирующую потерю воспоминаний из прошлого. Такие больные утрачивают ориентировку в окружающем пространстве и времени, путают последовательность происходивших ранее событий. Давно минувшие события смешиваются с событиями текущего периода. Такой вид расстройств памяти встречается в преклонном возрасте.

5 сопутствующих признаков деменции

1. Нарушения сна. Вы замечаете, что ваш близкий человек изменяет своему привычному режиму. Например, плохо засыпает вечером, просыпается среди ночи и до утра не может найти себе места, хотя раньше со сном проблем не было.

2. Изменение характера. У людей с начальной деменцией часто портится характер. Ранее уравновешенный человек становится капризным или вспыльчивым, не может сдержать эмоции, цепляется к мелочам, обижает близких, вредничает и проявляет агрессию. Реже деменция сопровождается другой крайностью — неадекватно повышенным фоном настроения, эйфорией. Пожилой человек радостно возбужден, не замечает существующих проблем, ему «море по колено».

3. Апатия

Обращает на себя внимание медлительность во всем: в мыслях, высказываниях, повседневных делах. Пропадает интерес к ранее любимым занятиям, желание делать что-то по собственной инициативе

Больной деменцией может подолгу бесцельно бродить из угла в угол, просто сидеть и смотреть в потолок или телевизор, не вникая в смысл происходящего на экране. Бабушка больше не хлопочет на кухне, не вяжет и не совершает трудовых подвигов на огороде. Дедушка забросил рыбалку, забыл про футбол, не читает газет и книг.

4. Бедность речи и суждений. В разговоре многие определения заменяются бессмысленными «сорняками»: то, это самое, там. Человек теряет собственное мнение, легко поддается внушению. Старики в начальной деменции — легкая добыча для мошенников.

5. Депрессия. Бывает только на начальных этапах деменции, пока сохранена критика к своему состоянию. Человек чувствует, что теряет остроту ума, память, способность ориентироваться в жизни и принимать решения. Появляется страх и волнение по поводу нарастающих сложностей в общении, выполнении профессиональных или бытовых обязанностей. Основные критерии депрессии у пожилого человека — хроническое и беспросветное уныние. Ничто не радует, ничего не хочется. Внуки, любимое увлечение, домашние питомцы, давние приятели — все это становится безразличным, не вызывает положительных эмоций.

Если ваш близкий человек стал казаться рассеянным, временами угрюмым и уставшим от жизни, но по-прежнемучем-то увлечен, улыбается простым человеческим радостям и строит планы на будущее, — это закономерные проявления старости. Если вы наблюдаете неуклонное снижение памяти, сочетающееся с перечисленными выше симптомами, это не нормально!

Особенности механизма запоминания у детей

Пытаясь что-либо вспомнить, взрослые ищут ассоциации с происшедшими в прошлом событиями и используют их. У детей 5–7 лет подобного опыта нет. Основами процесса запоминания являются образность и эмоциональность. Знание родителями такой особенности позволяет придумать массу полезных и эффективных игр на тренировку разных видов памяти.

Рассмотрите следующие варианты:

для совершенствования зрительного восприятия займитесь с ребёнком рисованием после прогулки

Попросите его изобразить всё, что он видел, акцентируйте внимание на деталях. Этот приём хорошо использовать, если сыну или дочке трудно даётся написание цифр или букв

Помочь можно, находя похожие на них предметы, выстраивая образные ассоциации;
эффективное упражнения на развитие слуховой памяти – рассказ или чтение с последующими заданиями, пересказ текстов, сказок, разучивание стихов;
двигательная активность оттачивается на занятиях танцами, физкультурой, ритмикой;
тактильные ощущения закрепляются в играх на касание. Ребёнку завязывают глаза и предлагают определить предмет на ощупь.

Сложно однозначно сказать, какой из видов памяти следует развивать в первую очередь. Специалисты отмечают пользу комплексных занятий. Одни дети лучше воспринимают информацию на слух, другие – посредством запечатления образов на бумаге. Гармония достигается на занятиях «Меморикой» в «Академии развития интеллекта AMAKids». Это авторская методика со специальными упражнениями и доказанной эффективностью.

После прохождения курса «Меморика» у ребёнка:

  • объём памяти увеличивается в три и более раз;
  • возникает способность управления процессом умственной деятельности;
  • появляется стимул к познанию, поскольку текстовая и другая информация усваивается с легкостью.

Развитие памяти – это одновременное совершенствование внимания, воображения, интеллекта, логики, творческого мышления. Перечисленные способности и навыки хотят развить в детях все без исключения родители. Есть смысл потратить время и средства на максимально эффективные занятия.

Память! Мы её теряем…

В большинстве случаев первым признаком деменции становятся проблемы с памятью у пожилого человека. Он хорошо помнит прошлое — увиденное, прочитанное и усвоенное когда-то раньше, но память на недавние события постепенно начинает подводить. Первое время такую забывчивость легко перепутать с рассеянностью.

  • Человек часто забывает, в какой карман положил ключи, где оставил телефон, куда делись очки и другие нужные вещи.
  • Не обходится без списка дел на завтра. Покупая продукты, сверяется с запиской.
  • Забывает, зачем пришел в комнату или о чем хотел только что сказать.
  • Не может читать книги без закладки, так как теряет место, где остановился и перечитывает одно и тоже.
  • Из головы вылетают имена и даты, необходимые в данный момент.
  • Не помнит, о чем вы его только что попросили, приходится по сто раз повторять, как маленькому ребенку.
  • Внимательно слушает простую инструкцию: как посмотреть сообщения на телефоне или включить новую стиральную машину, но усваивает только с десятого раза, а то и вообще отказывается воспринимать новую информацию.

Не стоит примерять эти симптомы на себя, некоторые из них наверняка подойдут каждому. Временные «провалы» в памяти свойственны даже молодым и здоровым людям в период цейтнота, недосыпа, переутомления или стресса. Наконец, люди бывают рассеянными по природе. Стоит бить тревогу, если:

  • У пожилого человека появились странности, которых раньше за ним замечено не было. Например, был пунктуальным и собранным, а теперь изменился. Если же дедушка и в молодости забывал сына в песочнице, а у бабушки частенько пироги подгорали и сбегало молоко, ничего удивительного в происходящем теперь нет.
  • «Забыл» и «потерял» повторяются несколько раз в день, а не пару раз в неделю.
  • Проблемы с памятью не лечатся полноценным отдыхом: нормальным сном, хорошо проведенными выходными или отпуском.

Здоровый человек, если ему намекнуть, вспоминает о пропущенной встрече, забытой покупке или условленном звонке и оправдывает себя тем, что «голова забита». При развивающейся деменции люди, напротив, жалуются на то, что «голова пустая». Со временем даже подсказки не помогают восстановить память, она теряется окончательно и бесповоротно.

  • Человек плохо ориентируется по часам, забывает дату и день недели.
  • Не помнит, что ел на завтрак, обед или ужин и ел ли вообще.
  • Пересказывая недавнюю историю, телепередачу или новость, человек путает хронологию событий.
  • Плохо ориентируется на знакомой улице.
  • Возникают сложности с устным и письменным счетом, сложно делать покупки или оплачивать коммунальные услуги.
  • Появляется большое количество ошибок при письме.

Существуют различные тесты для диагностики нарушений памяти. Некоторые из них можно провести самостоятельно. Самый популярный — тест рисования часов. Если человек может быстро и уверенно нарисовать циферблат, правильно расставить на нем числа и указать стрелками заданное время, проблем нет. А вот рисунок часов больного с деменцией может вас сильно удивить. Подробную инструкцию к тесту рисования часов, а также другие удобные для домашнего использования диагностические тесты можно найти на сайте . Результаты подобных испытаний нельзя воспринимать как диагноз. Если вас что-то насторожило, обратитесь за очной консультацией к врачу, не делайте скоропалительных выводов.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector